Вопрос: Фирдаус, как Вы стали гонщиком? Как попали в команду «КАМАЗ-Мастер»?
Гонщиком я стал, еще обучаясь в Казанском авиационном институте на факультете Автомобилестроения. Занимался в спортивно-техническом клубе «Икар» КАИ» со второго курса в качестве механика, затем - штурмана, на третьем курсе мне дали возможность принять участие в трековых зимних гонках на легковых автомобилях.
После достаточно насыщенных и увлекательных шести лет занятий авторалли на легковых автомобилях в Казани я вернулся в свой родной город Набережные Челны. Продолжал выступать за спортивный клуб САЦ «АвтоВАЗтехобслуживание». Мне предложили работать в известном на всю страну своими знаменитыми гонщиками на багги отделе спортивных автомобилей НТЦ КАМАЗа и заниматься автокроссом на кузовных автомобилях. Почти одновременно после работы на ВАЗе приехал в Набережные Челны и Евгений Доронин, с которым мы вместе учились и занимались спортом в КАИ. Мы с Евгением оказались теми, кто откликнулся на многочисленные призывы дилеров КАМАЗа принять участие в международных соревнованиях с целью рекламы и поддержания имиджа за рубежом. Тем более мы и специализировались на авторалли. Так в многопрофильном отделе спортивных автомобилей НТЦ КАМАЗа родилось новое направление международных авторалли на грузовых автомобилях. Постепенно, от гонки к гонке наращивая успехи, опыт и известность, группа авторалли переросла в команду, которая в 1995 году стала именоваться «КАМАЗ-Мастер», присоединив к слову КАМАЗ название объединения «Мастер» - самого крупного и значимого спонсора, сыгравшего огромную роль в жизни команды в самые трудные годы.
Вопрос: Думали ли Вы когда-нибудь о карьере «кольцевика»? Пробовали ли свои силы на кольцевых трассах? Если да, то какие были впечатления?
В мае 1980 года я был восхищен шоссейно-кольцевыми гонками на трассе «Чайка» в Киеве, куда я попал, впервые выехав на соревнования в качестве механика команды СТК «Икар» КАИ. Но уже в августе этого года после Чемпионата России по авторалли в г. Калинин мои симпатии обратились к ралли.
Вопрос: Автоспорт для Вас увлечение или только работа? Следите ли Вы за какими-нибудь мировыми гоночными сериями, болеете ли за кого-нибудь?
Автоспорт для меня и увлечение, и работа, и просто 30 лет жизни, проведенных в спорте. Я очень люблю ралли на легковых автомобилях, с чего начинал сам, поэтому чемпионаты мира по ралли - это предмет моего постоянного интереса, я преклоняюсь перед мастерством этих гонщиков.
Вопрос: Как Вы считаете, когда было проще начать карьеру гонщика у нас в стране, в 80-е, когда Вы начинали, или в настоящее время? Что необходимо сделать для того, чтобы автоспорт стал более доступным для молодежи? Существует ли хоть малейшая заинтересованность властей в развитии автоспорта в стране, республике?
Проще начать карьеру гонщика у нас в стране было в 80-е годы, благодаря областным комитетам ДОСААФ, в обязанность которых входило культивировать военно-технические виды спорта. Сегодня, к сожалению, автоспорт не попадает в число видов спорта, развитие которых предусмотрено в Федерально-целевой программе до 2015 года. Радует то, что в РТ [Республика Татарстан - прим. редакции] государственные структуры взяли шефство над детским автоспортом - картингом.
Вопрос: В 1988 году, в дебютном для раллийной команды КАМАЗа ралли «Ельч» Ваш экипаж занял второе место. Сохранилось несколько фотографий с этого соревнования, на одной из которых Вы с Владимиром Гольцовым держите призовые кубки. Фотография не позволяет разглядеть, из чего сделаны трофеи. Из хрусталя, либо еще из чего-нибудь?
В те времена призовые кубки принято было изготавливать из хрусталя.
Вопрос: Почему команда не поехала на «Дакары» 1993, 1997 годов? С какими трудностями пришлось столкнуться, возвращаясь в гонки с принципиально новыми машинами в 1994-м?
На «Дакар» 1993 года мы не успевали подготовиться после возвращения автомобилей в октябре из Пекина с гонки «Париж - Москва - Пекин 92». А в 1996 году нашего бюджета хватало только на две крупные гонки, и после «Мастер-ралли» 1996 года мы решили сконцентрироваться на подготовке новых автомобилей к «Дакару» 1998 года, пропустив «Дакар-1997».
В 1994 году мы впервые выехали на двухосных боевых автомобилях с множеством новшеств не только в компоновке, но и в применении агрегатных узлов и глубоко форсированного камазовского двигателя. Этот опыт дал нам дополнительный импульс к более смелым и кардинальным решениям.
Вопрос: После того как Владимир Гольцов, у которого Вы были штурманом, пересел на «Урал», Вы стали управлять «боевым» КАМАЗом. Расскажите, пожалуйста, как Вы себя чувствовали во время марафона «Париж-Москва-Пекин» в новой для себя роли. В каком качестве выступал Ваш экипаж, в котором Семён Семёнович Якубов дебютировал как штурман? Ехал ли тот экипаж как боевая техничка, или это был какой-то эксперимент, результаты которого должен был проконтролировать лично Якубов, или это была тренировка для Якубова?
К лету 1992 года, после четырех лет напряженной работы и участия в соревнованиях в качестве штурмана, я решил, что могу взять ответственность - сесть за руль боевого автомобиля, отдавая себе отчет в серьезности этого шага. Гонщику, а значит мне, завод доверял дорогостоящий автомобиль, команда доверяла достижение высокого спортивного результата, а самое главное - выступая на международных соревнованиях, каждый из нас представлял страну. И постоянное чувство ответственности способствовало мобилизации всех сил для максимального выполнения своих функций, как в период подготовки, так и непосредственно в гонке.
Наш экипаж, в котором Семен Семенович Якубов дебютировал как штурман, состоял из опытных спортсменов, но каждый из нас впервые участвовал в новом амплуа. Стартовали все три боевых экипажа на равных условиях, но поломка раздаточной коробки в Каракумах нас автоматически перевела в боевые технички. И наш экипаж сыграл свою решающую роль в завоевании третьего места Володей Марченковым. В Китае его автомобиль провалился всеми тремя осями в болоте в долине реки Желтой. Нам удалось разыскать его и выдернуть на буксире из болота тремя автомобилями совместно с Владимиром Гольцовым и Эдмондом Пелише.
Вопрос: Два года назад КАМАЗ-4911, который предоставлялся частному экипажу в 2008 году в ралли-рейде «Маршрут-1000», тестировался на Нюрбургринге, испытывались узлы ЦФ (ZF)? Кто испытывал? Что эти испытания показали? И насколько важны испытания раллийных КАМАЗов на шоссейно-кольцевой трассе?
Не знаю.
Вопрос: Сколько раз в год Вы бы хотели выступать в ралли-рейдах? По каким маршрутам вам бы хотелось проехать?
Мне кажется, три гонки были бы оптимальным количеством. Хочется вернуться на африканские маршруты.
Вопрос: Какой автомобиль КАМАЗ оставил самый яркий след в Вашей гоночной карьере?
Последняя версия КАМАЗ-4926 образца 2009 года, на мой взгляд, самый совершенный грузовой спортивный автомобиль.
Вопрос: В чем состоит разница в настройках между боевыми грузовиками и техничками? Какие настройки используете Вы? Отличаются ли Ваши настройки от настроек Владимира Чагина?
Разница между боевыми грузовиками и техничками состоит в настройках подвески, из-за существенных весовых отличий. Настройки подвески Владимира Чагина в прежние годы были более жесткими, в настоящее время они сравнялись.
Вопрос: Какая гонка и какая победа Вам запомнились больше всего и почему?
Каждая гонка настолько богата событиями и приключениями, что мне трудно выделить какую-либо из них. Они одинаково крепко зафиксировались в памяти. Потрясающая глубина впечатлений, переживаний в ходе гонки и радостные эмоции на долгожданном финише - вот что заставляет участников снова и снова возвращаться на трассу «Дакара».
Вопрос: Не будет ли Вам трудно вспомнить о самом неприятном моменте гоночной карьеры?
Это фатальный прыжок с дюны в 2001 году, в результате которого все три члена моего экипажа травмировали в различной степени свои позвоночники и который на 1,5 года лишил меня возможности участвовать в гонках.
Вопрос: Для призов в НТЦ существует специальная стена, но из сюжетов по телевидению видно, что статуэтки «туарегов» есть и у вас дома. Часть кубков хранится на базе команды, а часть - дома у членов команды? Или, может, существуют копии призов, как это принято делать в команде «Формулы-1» «Макларен»?
Оригиналы хранятся в команде - это трофеи, завоеванные всей командой. Копии мы с удовольствием демонстрируем гостям дома.
Вопрос: Хотелось бы Вам изменить ограничение скорости 150 км/ч на соревнования? Если да, то в какую сторону и на сколько?
Это не случайная цифра. Она рассчитана с точки зрения безопасности как максимальная скорость, при которой шины грузового автомобиля серийного производства и высокого качества не разрушаются в течение длительного времени. Поэтому я бы не хотел изменить эту скорость.
Вопрос: Как экипаж борется с пылью и жарой в кабине во время гонки?
К жаре мы привыкли, главное не стоять на месте, двигаться, а при движении появляется естественный обдув. Вот с пылью бороться невозможно. К сожалению, приходится жертвовать временем и выжидать для совершения обгона менее пыльную дорогу.
Вопрос: Чем Вы занимаетесь на КАМАЗе во внегоночное время?
В настоящее время я руковожу проектом по организации производства мостов «Даймлер» на КАМАЗе.
Вопрос: Какую поддержку команде в настоящее время оказывает ОАО «КАМАЗ», и какие перспективы на этот счет существуют?
ОАО «КАМАЗ» по прежнему остается главным и основным покровителем и спонсором команды, и думаю, что, пока команда играет значимую роль в рекламе и имиджевой политике КАМАЗа, завод будет продолжать содержать команду.
Вопрос: На одном из перегонов на первых этапах «Дакара-2010» Вашу машину остановили местные полицейские. Как они объяснили свои действия?
Хоть мы и ехали в общем потоке спортивных автомобилей - участников гонки, полицейским показалось, что во время обгона мы превысили скорость. Поэтому, на всякий случай, они решили предупредить гонщиков от возможных последствий превышения скорости. Полицейские как всегда правы.
Вопрос: У многих гонщиков и гоночных команд есть негласные правила, которые надо соблюдать, суеверия. Вы суеверный человек? Существуют ли какие-нибудь традиции в команде? Если существуют, то какие? Вы считаете, они помогают или нет?
Суеверия у каждого спортсмена бывают разнообразные. Периодически они проходят, потом снова появляются в виде каких-либо совпадений действий или событий, при которых вам улыбалась удача или, наоборот, не везло. Но есть командные традиции, которые никому не хотелось бы нарушать.
Вопрос: Какой Дакар Вам нравится больше, традиционный, Евро-Африканский или Южно-Американский?
Мне, как и многим гонщикам, по душе Африканский «Дакар».
Вопрос: От чего больше зависит результат в марафоне, от надёжности техники или «надёжности» пилота? (Вспоминается «Дакар» 2003 и 2004)
Конечно, для победы просто необходимо прежде всего иметь надежную и конкурентоспособную технику. Но в руках «ненадежного» гонщика любой суперавтомобиль может и дня не выдержать.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о забавных моментах на «Дакаре», которые Вам запомнились?
К счастью, на «Дакаре» есть место и забавным моментам. И хорошо, что это бывает часто. В основном это зависит от чувства юмора спортсменов. А российские гонщики никогда не страдали отсутствием чувства юмора, и в свободные минуты общения они могут поднять друг другу настроение, комментируя «прелести» прошедшего этапа.
Вопрос: Что самое трудное на «Дакаре»: бороться с соперниками, правильно выдерживать маршрут, бороться с машиной? Что самое трудное в «Дакаре» лично для Вас?
На «Дакаре» все перечисленные составляющие борьбы очень важны, а потому и трудны. В один день бывает изнурительное соперничество на трассе, на другой день соперника и не встретишь, а неисправность автомобиля превращает этап в сложнейшее преодоление.
Вопрос: Как Вы физически готовитесь к «Дакару»? Как с питанием на таких марафонах?
Физической подготовке команда «КАМАЗ-мастер» уделяет особое внимание в течение всего года, а за 2 месяца до старта каждый спортсмен тренируется в собственном фитнес-зале команды в усиленном режиме.
К питанию на гонке мы также относимся серьезно. Соревнования длительные и необходимо сохранить силы до финиша. Стараемся организовывать на бивуаке привычное для себя питание. Сами готовим ужин, завтрак. Ни что не восстанавливает силы так эффективно, как приготовленный по-домашнему наваристый суп или гуляш.
Вопрос: Не было ли у Вас желания попробовать проехать «Дакар» в зачете машин или мотоциклов, например?
Нет, это для меня не реально, поэтому я об этом и не задумывался.
Вопрос: Как давно Вы знакомы с Владимиром Чагиным? Назовите, пожалуйста, наиболее яркие черты характера Владимира.
С того же первого года основания раллийной команды - 1988 года. А встречал я его еще за три года до этого, когда он ездил механиком с командой раллистов города Набережные Челны.
Его отличают такие черты характера, как целеустремленность, полная самоотдача делу, безукоризненное качество выполняемой работы.
Вопрос: Фирдаус, может быть мы, Ваши болельщики, могли бы сделать для Вас что-нибудь полезное?
Ощущение того, что дело, которое мы делаем, кому-то интересно, кому-то приносит реальную пользу, о чем мы судим, в том числе, и по таким вашим вопросам, на которые я с удовольствием ответил в этот раз, и является самой живой поддержкой дорогих болельщиков. Спасибо!
Ответы на вопросы пользователей GP-SMAK.RU получены через пресс-службу команды "КАМАЗ-Мастер"
Фото: Александр Кречетов