GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Гонки формула 1, indycar, nascar, motogp, dtm, wtcc, ралли wrc, Виталий Петров

Интервью Артура Мурадяна

Текст: Диев Андрей
Блоги об автоспорте - Всё о ралли
11.09.2014 г.

Этот сезон стал для Артура Мурадяна дебютным в ралли. Он только привыкает ко всем раллийным премудростям, начиная от грамотной стенограммы и заканчивая уверенным и быстрым пилотажем. Первоначально монокубок VW Polo Cup и задумывался как удачная платформа для начинающих гонщиков. В этом году Артур уже показывал довольно крепкие результаты и довольно часто набирал зачетные очки. Нашему корреспонденту удалось взять интервью у Артура на Ралли Выборг 2014. Текст этой беседы представляем Вашему вниманию.

 

Артур Мурадян

Ваши комментарии по первой части ралли Выборг?

Артур Мурадян: Первая часть для нас началась с канавы. Мы буквально в двух километрах от старта мы очень оптимистично зашли в «пятерку», очень крутой правый поворот и соскользнули туда. А поскольку там дорога прерывается и начинается обвал высотой где-то в метр. Спасибо зрителям, они нас вытолкали. Вторая секция нас не совпадала с тем, что мы вчера записывали, потому что мы очень оптимистично ее написали и периодически холодный пот просто прошибал меня и штурмана, когда мы подлетали к повороту, готовясь, что мы его сейчас в скольжении пройдем, а по факту получалось, что там нужно было очень сильно оттормаживаться. И конечно пыль, много пыли и раскопанных камней. Такая убойная гонка… Посмотрим. Вторую часть я с бОльшим опасением жду, потому что там более узкая дорога в начале.

А что с пылью, многие участники специально «хватали» пенализацию, чтобы ехать с большим интервалом от соперников…

Артур Мурадян: Мы ко второму проходу решили, что будем делать то же самое. Лучше «отхватить» 10 секунд и ехать по чистой дороге, чем ехать в пыли. Организаторы в итоге вовремя сориентировались, но мы были готовы сделать так. Сразу не сообразили, потому что первый доп был не показателен, а после второго было принято такое решение. Пыль: ветра нет, дождя нет, она просто стоит, - даже после двух минут ты периодически заезжаешь в облако пыли, которое дезориентирует тебя очень сильно. Через него рассеивается свет, получается такая плотная туманно-пылевая смесь. Страшно, особенно перед коварными поворотами.

Вы проводите дебютный сезон…

Артур Мурадян: Да, сезон дебютный, много учимся и у нас пошел процесс от «быстро, но нестабильно» к «медленно, но более-менее стабильно». Хотя сейчас начинает немного напрягать, но просто появился здравый страх. В начале сезона я его не испытывал в принципе. Сейчас пару раз, когда я переходил за грань, мне реально страшно, по-настоящему страшно, особенно скоростные повороты, когда машину нужно чуть-чуть заправить и верить себе, верить стенограмме, верить штурману, что газ там можно не отпускать. Притом, что на этой гонке мы стенограмму писали сами я пока себе, честно, не верю.

А в предыдущие разы Вам помогал Сергей Волков?

Артур Мурадян: Да, Сергей Волков помогал, Владимир Кабановский нам помогал. Я думаю, что мы вернемся к этой практике однозначно.

То есть первый опыт самописной стенограммы не удался?

Артур Мурадян: Это уже второй раз, первый был на ралли «Тамань», тоже плохо кончилось. И сейчас дубль два показывает, что всё, наверное, хватит, надо возвращаться к тренеру. Мы начинаем блуждать, нет однозначности, нет четкого порядка, поэтому, я думаю, мы вернемся и посмотрим как оно пойдет.

К автомобилю привыкли?

Артур Мурадян: Я не могу до сих пор привыкнуть к Polo, потому что очень маленькая, компактная, резвая машинка, но рулевое управление… Для меня оно слишком мягкое, хотелось бы большей отдачи от руля. Я не могу сказать, что во время езды я сильно это ощущаю, но эта вот мягкость, когда я не могу использовать руль как упор в повороте, потому что в кольце, наоборот, руль всегда очень жесткий, он напрямую передает передачу от колес. В ралли, я ездил только на Polo, больше не ничего не испытывал, ни на чем не ездил – вот здесь я не чувствую от колес обратной отдачи. Меня это смущает, потому что те повороты, где мне бы хотелось проехать в скольжении в упоре, я вынужден, прошу прощения, пятой точкой осознавать есть вот сейчас упор у колеса или его нет, или он сейчас появится. Вот этого не хватает. В остальном это такая бронебойная машина с подвеской, я до сих пор не могу привыкнуть, что можно ехать по всем ямам, колдобинам, практически по любой поверхности не переживая, что там что-то сломается, отвалится, открутится.

То есть за каркас безопасности можно не беспокоится?

Артур Мурадян:  Нет, вообще можно не беспокоиться. Мы перевернулись на ней в Тамани. Ничего кроме страха, который появился на следующей гонке я не испытал, ни одного болезненного ощущения. По автомобилю ремонт был связан только с кузовом, никакие элементы подвески или что-то другое не пострадало.

Как оцениваете резину DMack?

Артур Мурадян: Опять же тяжело давать оценку, не сравнивая с другими колесами. Но наверное, всё-таки я не на том уровне, чтобы оценивать. Для меня сейчас нет никакой разницы – стоит новая резина или б/у.

Резина быстро убивается?

Артур Мурадян: Когда мы ехали первые три гонки, резина практически не убивалась. Первый раз я увидел расход резины в Ростове. Первый раз, когда я четко видел, как идет износ резины. Поэтому мне казалось, что на одном комплекте можно ездить и ездить. Нам каждый раз упорно ставят новый, я не сопротивляюсь, но при этом я не видел бешеного расхода. Сегодня я еще не смотрел. Сегодня мы колесо пробили под конец третьего спецучастка – начался медленный прокол, машина начала просидать, вилять. Я посмотрел, износ начался. Но, опять же, можно посмотреть мою резину и сравнить с резиной Игнатова, Богомолова, Лелюха и увидеть, что у них боковая кромка изнашивается просто сумасшедшими темпами. У меня же за счет того, что я боюсь пускать машину в занос, она (боковая кромка) менее подвержена износу. У меня идет «стирание» только от самого покрытия, а на такой дороге с песчано-гравийным покрытием как здесь нет такого износа. Посмотрим… Опять же тормоза на этой машине. В них нет вакуумного усилителя. Сейчас я понимаю, зачем это было сделано, но я не привык, что при касании он никак не реагирует и там не касание, по нему удар и очень сильное давление. Тоже такая легкая специфика, да заведена прямая связь, но ход между нажатием педали до того момента, когда начинает схватывать для меня очень большой. Я от этого тоже немножечко страдаю.

Как оцениваете трассы ралли Выборг?

Артур Мурадян: Я оцениваю ее на четыре с плюсом, я пока не видел таких мест, где можно было бы сказать «Ну как же здесь можно ехать?!», то есть по ней проехало, грубо говоря, 40 экипажей с учетом сошедших по два раза – не было ни одного такого места, где была бы такая колея, по которой нельзя было ехать, либо ее надо было объезжать. Поэтому нормально. Единственное, что говорю, сейчас пугает начало следующей секции – там первые три-пять километров проходят в очень узком лесу, где вообще нет не то что права вылететь, там просто сразу дерево. Я бы просто отрезал первые пять километров и начал с той секции, где дорога раскрывается. Мне пока все нравится. Нам еще и с погодой повезло.

Какие задачи на эти два прохода 22-километрового допа?

Артур Мурадян: Честно? Финишировать.

Safe Mode?

Артур Мурадян: Очень safe mode. Потому что у меня первое, нет уверенности в собственной стенограмме. Второе, я не могу пока привыкнуть к смене покрытия, а там два раза будет меняться ширина дороги, то есть там где-то на середине надо будет переключить режим езды «узко, аккуратно» - «быстро, широко». Очень быстрые повороты, там надо газ нажимать. Я думаю, это лечиться только тестами, а с тестами в Polo Cup беда, - их нет.

Вопрос к Вам как к дебютанту: пересматриваете ли Вы он-боарды?

Артур Мурадян: Честно, не очень. Потому что камера закреплена так, что видеть дорогу нормально через нее я не могу. То есть оценивать те повороты, которые видел. То есть там видно либо пилота, либо дорогу. Там нужно немножко по-другому камеру крепить. Во-вторых, я не вижу, что на этм уровне я могу получить от этого какой-то полезный опыт, кроме того, что «да, здесь я наверное поехал бы по-другому». Мне надо вот то, что я увидел проехать еще раз еще раз и еще раз проехать. И желательно с тренером, который бы мне сказал, что, знаешь, вот здесь надо было руль раньше поворачивать. Я думаю, мы зимой наверстаем. В кольце скольжение – зло. Любое скольжение. Скольжение – это торможение по факту. В ралли же занос – это не скольжение в классическом понимании, потому что вращение колес продолжается. И это уже наверное зимой. Будем ездить по льду, чтобы научиться пятой точкой ощущать скольжение.

Стенограмму с тренером часто переписываете?

Артур Мурадян: Да. Самой удобной для нас оказался, когда тренер помогает прямо с самого начала писать, а потом ехать проверять. Мы периодически вносим какие-то изменения. Единственное, тренер дал задачу не заниматься самообманом и не писать высшую категорию поворота только ради того, чтобы проехать его безопасно. Сейчас мы записали очень оптимистично, но, на самом деле, наверное, мы записали правильно. Это не значит, что я уже готов ехать. Тут бы понять вот этот момент, когда ты уже готов ехать по тому, что ты написал. Или ты всё-таки пишешь оптимистично, нет однозначности. Тут тренер помогает, он отвечает за результат, который получился.

Какую систему используете: прямую или обратную?

Артур Мурадян: Прямую.

***** 

На второй секции ралли Артур как и обещал проехал спецучастки в режиме «на доезд» и финишировал на Ралли Выборг. За счет многочисленных аварий и сходов Артур сумел на последнем допе прорваться на четвертое место в зачете монокубка. В закрытом парке после финиша ралли Артур вновь поделился своими впечатлениями от завершившегося ралли.

Вторая секция. Вы собирались ехать безопасно, получилось?

Артур Мурадян: Собрались ехать осторожно, при том, что у нас было сомнение очень большое в стенограмме, но выясняется, что, видимо, два разных меня писали стенограмму первую и вторую часть, потому что вторая часть абсолютно попадала практически по всем поворотам. Притом, что те подсказки, которые мы оставили на последнюю, заключительную часть, они были с такой точностью и филигранностью даны, что не возникло никаких проблем. Мы проехали не рискуя в узкой части. Там нет права на ошибку, но было не раскопано, что надо отметить. На втором проходе хотели улучшить, но трассу так раскопали, появилась такая конкретная колея, где машина очень сильно гребла пузом. Мы промахнулись с правым легким поворотом: там дорога идет прямо, а трасса направо. Пришлось сдавать назад. И вот когда машину Алексея Игнатова объезжали, потому что она стоит буквально поперек дороги, где объехать сильно негде. Очень узкое место. Впечатления какие? Нужны тренировки. Новичков без тестов выпускать нельзя. Пусть это будет опыт, за который тоже нужно платить. Гонки не дают мне экспериментировать во время движения. То есть я либо рискую и пытаюсь проехать так, как надо, либо я приоткрываю газ,  то есть просто на доезд. Проехав три гонки по формуле надоест. Я не рискую сверх меры, то есть не пытаюсь ехать на грани. Я могу сказать удовольствия в начале сезона, когда я ехал более смело и нагло, именно нагло, я получал намного больше. Эксперименты важны, но в гонке делать их я больше не собираюсь. Эта тактика себя оправдывает, но по результату, если бы не та обидная канава и потерянных на ней времени, почти 10 минут, мы бы были сейчас на третьем месте. С учетом того, что соперники тоже совершают ошибки.

Следующая гонка?

Артур Мурадян: Следующая гонка – Псков.

То есть полная программа?

Артур Мурадян: Практически да, я думаю финал тоже будет. Следующая гонка для меня будет на следующей неделе клубное ралли, ралли Шуя. Мы его едем на Renault Sandero.

К Михаилу Скрипникову этот автомобиль не имеет отношения?

Артур Мурадян: Нет, это машина Кабановского Володи, у которого, кстати, сегодня свадьба. На ралли мы едем чисто в тестовом режиме – вот там мы немного поэкспериментируем. Потому что мотор позволяет не рысачить, а остальное подвеска, каркас есть для того, чтобы поэкспериментировать, плюс перекрытые дороги – это всегда перекрытые дороги, это безопасно прежде всего для окружающих. Поэтому следующая гонка Шуя, потом Псков, может быть Питер еще поедем.

Какие задачи на Псков?

Артур Мурадян: 5-6 место реально. Сейчас по временам очень сильно подтянулись соперники, такие как Юра, Андрей Вавилин поехал просто колоссально быстро. Либо я должен подтянуться к ним, либо ехать позади и ожидать ошибки от них. Такие подарочные места не нужны ни нам, ни соперникам. Это гонки, это элемент гонки, к нему нужно относиться так, как есть. 

 

© 2024 GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Контактная информация
При копировании ссылка на GP-SMAK.RU обязательна