Если 20 болидов ДТМ ушли в бой со
стартовой решетки, существуют только две вещи,
которые могут остановить 10 000 л.с.: клетчатый
флаг и автомобиль безопасности.
Вольфганг-Андрэ Шмиц
Сезон 2007 года стал весьма напряженным для Петера Люкса – водителя машины безопасности в ДТМ, – его служебный автомобиль появлялся на трассе гораздо чаще, чем в прежние годы.
Причины появления на трассе автомобиля Петера разнообразны: участок трассы, который нужно очистить после аварии от бесчисленных обломков углеволокна; водитель, пострадавший в результате несчастного случая, или просто сильный дождь, который может непомерно увеличить риск для двадцати пилотов ДТМ. Петер Люкс принимает непосредственное участие в гонке, когда нужно обеспечить безопасность всех участников при неблагоприятных условиях. То, что его автомобиль в 2007 не всегда оказывался в нужном месте на трассе, не было следствием недостаточного опыта водителя...
Уже в четверг на трассе Люкс проверяет оба транспортных средства, которые предоставляются в его распоряжение поочередно «Ауди» и «Мерседесом» и могут быть использованы во время гонки. После общего визуального контроля Петер Люкс уделяет особое внимание настройке радиосвязи, чтобы исключить проблемы с самого начала: «Частота передатчика дирекции гонки может изменяться от трассы к трассе. Я очень внимательно слежу за тем, чтобы дирекция гонки могла связаться со мной без помех на любом участке трассы».
Чаще всего в наушниках Петер слышит голос Уве Фрумольта, уполномоченного по вопросам безопасности ДТМ. Фрумольт сообщает Люксу решения гоночной линии и то, как их нужно осуществлять на трассе.
Различные варианты появления машины безопасности отрабатываются в пятницу и субботу, в утренние часы. «Таким образом мы обеспечиваем согласованность между дирекцией трассы, местными автоклубами и ДМСБ (Немецкий мотоспортивный союз), который отвечает на всех гонках ДТМ за безопасность», – разъясняет Петер Люкс.
Люкс должен быть готов сесть за руль своей машины не только во время гонок ДТМ. Во время многочисленных гонок поддержки он и его служебный автомобиль также готовы к действиям, которые всегда сопровождаются одними и теми же ритуалами.
Фрумольт: «Готовим автомобиль безопасности!»
Люкс: «Автомобиль готов».
Двигатель «АМГ Ц63» или «РС4» работает во время всей гонки.
«Автомобиль на трассу!»
«Автомобиль на трассу».
Загораются оранжевые огни на крыше, Люкс выезжает на стартовую прямую.
«Лидер на подходе».
Опытный пилот автомобиля безопасности быстро набирает скорость до 80–100 км/ч.
Выбор правильной скорости снова и снова оказывается эквилибристическим номером: «Транспортные средства за мной не должны иметь проблемы с охлаждением двигателя. С другой стороны, темп 100 при дожде может быть слишком быстрым».
Чтобы у автомобиля всегда была оптимальная скорость, Петер Люкс и пассажир в зеркалах заднего вида наблюдают за следующими за ними участниками гонки. Если с первого раза не удалось «выловить» лидера, Люкс начинает сортировку пелотона. Если за автомобилем безопасности находится круговой, ему разрешают совершить обгон. Для этого помимо оранжевых огней предусмотрена зеленая лампа, обращенная назад. «Эта организация поточной обработки – самая трудная часть моей работы», – говорит Люкс. В 2007 году ему дважды не удалось «выловить» лидера. В частности, серьезные последствия имел инцидент на Лаузиц: автомобиль безопасности в Клеттвице появился не перед лидировавшим Микой Хаккиненом, а перед третьим пилотом по ходу гонки. Во время второго появления на трассе автомобиля безопасности дирекция гонки пыталась (с сомнительным успехом) восстанавливать правильную последовательность. И все же ДМСБ принял карательные меры. Однако даже обновленная дирекция под начальством Свена Штоппе не избежала неудач: на Норисринге автомобиль Люкса снова появился не перед лидером Хаккиненом, а перед круговым Матиасом Лаудой.
Казусы в Клеттвице и Нюрнберге огорчают Петера Люкса. Однако себя ему винить не в чем. «Это было бы сумасшествие, если бы я сам должен был решать, когда мне выезжать из боксов. Я могу смотреть только из окна, в то время как дирекция на бесчисленных мониторах может держать под контролем все развитие событий. В Лаузице моя машина стоит, например, в низине, так что я могу в лучшем случае видеть крыши проезжающих машин ДТМ». Иногда решения для выезда автомобиля безопасности меняются очень быстро. Если экстренная ситуация разрешается быстрее, чем предполагалось, Люкс должен сдать назад в боксы. «Я никогда не мог бы решить все это сам, так как оперативные сведения просто не поступают ко мне в машину».
«Я – самый опытный водитель автомобиля безопасности в Германии, – не без гордости говорит седовласый Петер, – на первом Гран-при в Хоккенхайме тогдашний директор гонки «Формулы-1» Роланд Бруинзереде предложил мне место водителя автомобиля безопасности. Тогда это был «Форд Эскорт РС Косворт». В течение многих лет я принимал участие во всех возможных мероприятиях, от ДТМ до чемпионата ФИА ГТ». Недавно 67-летний Люкс оставил свою основную профессию, тем не менее пенсионер не намерен покидать левое сидение своих рабочих транспортных средств...