27 декабря в Москве состоялась пресс-конференция «КАМАЗ-Мастер» перед «Дакаром». Ее основными темами были: смена поколений, вызов, брошенный окрепшиими соперниками, и встреча Нового года.
Семен Якубов: Как всегда спортивный год начинается со старта «Дакара». 1 января будет дан старт ралли «Дакар» в Южной Америке. Уже мы стали привыкать к тому, что соревнование проходит в Южной Америке и прекратились вопросы: «А не лучше ли в Африке? А не плохо ли в Южной Америке?». «Дакар» – это бренд, и, где бы он ни был, он остается «Дакаром» со своими трудностями, со своей жесткостью, порой переходящей в жестокость. Такая гонка.
В этом году мы выезжаем 21-й раз. Позади успешные выступления, вы о них хорошо знаете. А впереди неизвестность, как всегда. «Дакар» непредсказуем. Чем закончится, узнаем 15-го января после 14-ти этапов долгой, изнурительной гонки, протяженностью почти 9 тысяч километров.
Трасса «Дакара» пролегает в этом году лишь совершенно незначительной частью по тем местам, где мы уже были. И то это будут, видимо немного другие места. Старт будет дан не в Буэнос-Айрисе, как всегда, а в Мар-дель-Плате. Мы там еще не были. Радует, что это лучший курорт в Южной Америке. Можно будет посмотреть одним глазом, как же там они отдыхают. Финиш тоже будет в другом месте, это Перу, Лима. И трассы в Перу неизвестные. Думаю, «Дакар» будет интереснее, поскольку это не петля, а трасса, вытянутая в длину, и везде мы будем только один раз, будет много различных впечатлений. Гонка будет интересна еще и тем, что команда выезжает в обновленном составе. Старички тоже едут, но они едут в другом качестве. Мы предвкушаем серьезную битву между нашими молодыми пилотами и теми, кто уже много лет пытается отобрать у нас пальму первенства.
К этому «Дакару» команда готовилась очень серьезно, может быть даже серьезнее, чем обычно. Мы можем выделить три момента: первое – то, что автомобили были подготовлены гораздо раньше, чем обычно. Мы имели возможность провести хорошие испытания нашего автомобиля, серьезно позанимались с двигателями. Сейчас в распоряжении команды «КАМАЗ-Мастер» есть собственная испытательная станция, и мы смогли влезть «в душу» двигателя. Надеемся, что наши моторы в этом году будут гораздо надежнее.
Мы провели серьезные испытания наших молодых пилотов (с ними выезжал Чагин) в Марокко, где в течение 10 дней в напряженной обстановке по хорошим пескам смогли проверить профессионализм и навыки наших спортсменов.
Наша команда готова к борьбе, но и наши соперники в этом году подготовлены гораздо лучше, чем в прошлом. В течение 3–4 предыдущих лет наши коллеги накачивали мышцы, меняли автомобили, тренировались, готовились к тому, чтобы задать нам бой. И этот бой был назначен на 2012-й год. Мы сойдемся в борьбе с командами, которые всегда были претендентами на хорошие результаты, на победу на «Дакаре». Это такие команды, как МАН (в этом году наиболее серьезный пилот в этой команде Франц Эхтер), команда «Татры». Лопрайса все вы хорошо знаете. Он выиграл ралли «Шелковый путь» в этом году. У него новая машина – капотник, достаточно интересная машина. Это, конечно же, команда Де Роя, в которой в этом году 5 автомобилей, и такие известные гонщики, как сам Жерар – вечный конкурент Чагина, Стейси – победитель «Дакара» 2007 года, Биазон – мы с ним часто встречались не только на трассах «Дакара», но и на этапах кубка мира, очень опытный спортсмен, чемпион мира в классическом ралли, Жозе Адуа – постоянный участник «Дакара» на грузовике. И пятая машина – автомобиль технической помощи, автомобиль поддержки. Очень мощная команда.
Мы же едем на четырех грузовиках, и будет 5-й грузовик команды Казахстана, тоже КАМАЗ. Они выезжали на «Дакар» и в прошлом году, проехали неплохо, заняли 8-е место. Мы помогаем им, организуя техническую помощь во время ремонта автомобилей между этапами.
Третий момент, свидетельствующий о качестве подготовки, – более серьезное внимание было уделено качеству физической подготовки спортсменов.
Ильгизар, Вы самый опытный участник команды, Вам не обидно, что все время приходится ездить в роли оруженосца?
Ильгизар Мардеев: Если посмотреть на оруженосцев из других команд, то они и близко к подиуму не подъезжают. Поэтому мне не обидно быть в такой команде оруженосцем. И в этом году я тоже пожелаю ребятам, чтобы я их видел только на бивуаках, и это позволит мне тоже подняться высоко в конечном итоге.
Семен Якубов: Ильгизар у нас – это секретное оружие. Надо понимать, что у него самая тяжелая работа. Во-первых, машина у него на полторы тонны тяжелее, чем у всех остальных, а ехать он должен с такой же скоростью, что и остальные, и более надежно, чем другие. Потому что если сломается один из экипажей, то это еще можно перенести. Это плохо, но перенести можно. А если выйдет из строя грузовик Ильгизара, то вся команда может оказаться на обочине. Поэтому там нужен самый опытный, самый надежный, самый умелый. Вы помните момент, когда была необходимость спасать ситуацию, и Ильгизар сделал это и приехал на подиум.
Как проходит подготовка каждый день?
Айрат Мардеев: Мы тренируемся по методике Сергея Михайловича Бубновского. Каждый день после работы – в спортзал. Перед гонкой занимаемся в усиленном режиме, так как физическая подготовка – это основное. В Марокко тренировка проходила в боевом режиме, мы проверяли, насколько мы хорошо работали в спортзале все это время.
А какое у вас расписание дня?
Айрат Мардеев: Утром зарядка, потом рабочая смена. После семи идем в спортзал, где в течение полутора часов занимаемся, затем бассейн и домой спать.
Семен Якубов: В 11 домой и в койку. В 6 утра подъем и все сначала. И это каждый день. Каждый день – это означает 7 дней в неделю, не забывайте. В выходные они тоже на работе.
Вопрос Эдуарду Николаеву. Как повлияет на Вас отсутствие на трассе Чагина и Фирдауса Кабирова – старших товарищей?
Эдуард Николаев: Конечно, когда есть лидирующий, основной экипаж, наверное, немножко легче. Как-то ориентируешься на этот экипаж и знаешь, что основные задачи лежат на нем. Так было в прошлом году. Стояла задача: доехать до финиша, постараться с неплохим результатом. И когда мы видели впереди грузовики наших лидеров, становилось легче: наши лидеры едут, все нормально.
В этом году, конечно же, сложнее: их не будет. Команда надеется на молодые экипажи. Конечно же, есть волнение, переживания. Но наш экипаж уже участвовал в гонке в прошлом году. У нас есть задача, будем стараться ее выполнить.
Семен Якубов: Конечно, у нас плановый переход – омоложение команды. Мы планомерно готовили ребят, готовили много лет, начиная с детства. Все они из картинг-клуба города Набережные Челны. Все с хорошими результатами, все чемпионы. Еще школьниками они приходили к нам в команду и работали. Потом, окончив школу, институт, они приходили к нам работать, и все эти годы они готовились. Спортивная злость у них развита с малолетства, в картинг-клубе, там очень серьезная подготовка. Они хорошо разбираются в технике, сами делают свои карты. Мы выбирали лучших из лучших. И не случайно все они – дети известных спортсменов.
Отец привел Андрея Каргинова в картинг-клуб, как только тот научился ходить. Известный картингист, известный спортсмен в нашем городе. Представлять Ильгизара Мардеева не нужно. Его сын Айрат начинал заниматься картингом вместе с ним еще в карманном возрасте. У Эдика Николаева папа – Валентин Николаев – это самый титулованный кроссмен в стране сегодня, многократный чемпион страны, многократный победитель кубка страны в кроссе.
Ребята готовились с самого детства. Они подросли как спортсмены гораздо раньше своего возраста. И если сейчас пропустить этот момент и сделать их ведомыми, то мы упустим момент, когда они превратятся в серьезных соперников для наших коллег на «Дакаре».
Безусловно, мы рискуем. Но я надеюсь, что никто не подумает, что команда «КАМАЗ-Мастер» стала слабой. Все прекрасно знают наши машины – это лучшие машины. У нас есть школа. У нас есть хороший опыт. У нас за плечами 10 побед на «Дакаре». Почему мы не можем позволить себе такой шаг и начать все сначала?
Мы не должны стоять на месте. Мы должны развиваться. Любой застой приведет к тому, что неожиданно соперники окажутся впереди, а мы даже знать не будем, как с ними бороться. Поэтому надо развиваться, надо двигаться вперед и в техническом плане, и в плане развития спортсменов. Ну а если что-нибудь зашатается, то мы и Чагина посадим, он поправит.
В содружестве с Тутаевским заводом мы делаем моторы уже не первый год. Мы пригласили опытных специалистов. В команду более года назад пришел Губа Владимир Иванович. Это первый баггист в нашей стране. Первая конструкция багги вышла из его рук, когда он только начинал работать на Волжском автомобильном заводе. В дальнейшем это главный конструктор ВАЗа. И более года он работает у нас в качестве технического директора. Ему было поручено развить эту тему, и он с ней справился.
Сегодня мы самостоятельно работаем с моторами. Получая с ТМЗ комплектный, испытанный, готовый к гонке мотор, мы проводим ревизию и меняем на этом моторе те комплектующие, которые не рассчитаны на спорт. Они не отличаются ни размерами, ни материалом, но они отличаются качеством. Вы понимаете, что спорт отличается от того, что делается для обычного серийного производства.
Поэтому надежность мотора мы значительно повысили. Мы поделились опытом с конструкторами ТМЗ, и этот опыт был встречен ими весьма положительно. Изменения, которые мы вносим, сегодня применяются на ТМЗ. При этом мощностные показатели двигателя не понижаются.
Владимир, как вы ощущаете себя в роли тренера? Какие функциональные обязанности на вас возложены?
Владимир Чагин: Действительно, для меня это новое амплуа. В течение этого года я уже полностью вошел в роль, хотя и раньше, как отметил Семен Семенович, мы готовили ребят к тому, чтобы они заняли ведущие позиции пилотов команды. Не только в этом году, но и в предыдущие годы я старался передать им свой опыт, рассказать о моих ощущениях, когда я был в роли пилота.
На сегодняшний день считаю, что ребята готовы к тому, на что их направляет команда. Я понимаю их волнение, сам 15 лет назад впервые сел за руль грузовика и находился в подобном состоянии. Я еду на гонку, чтобы быть рядом с ребятами, помогать им и каждый день вместе с Семеном Семеновичем анализировать прошедший этап. Если с их стороны будут какие-то ошибки, то полноценный анализ поможет избежать их в дальнейших гонках. В этом будут заключаться мои функциональные обязанности.
Владимир, а вы просто тренер или играющий тренер?
Играющий тренер – это тот, который остается. Я им был до февраля этого года. А с февраля, когда ушел из спорта, занимаюсь тренерской и административной работой в команде.
И та и другая работа интересна для меня. Я учусь вести финансовую, хозяйственную деятельность и мне это интересно. Но не забываю и садиться за руль автомобиля, потому что нужно быть в форме. Во время тренировок нужно ехать в том же темпе, в котором я ездил, когда был пилотом. Нужно рассказывать и показывать ребятам то, что им необходимо. Тренер, конечно же, должен находиться в форме, чтобы правильно работать с учениками.
Семен Якубов: Процесс так называемого омоложения у нас идет не только на уровне пилотов. Он пронизывает всю команду снизу доверху. Володя уже не первый год работает директором экономического партнерства и осваивает эту тему достаточно успешно. Сейчас он выезжает не только в качестве тренера, но и как менеджер команды.
Команда должна смотреть в будущее. 23-ю годовщину мы отметили в этом году.
Сергей Бубновский: Эти ребята никогда ничего не скажут про свои подвиги. Не секрет, что самой тяжелой травмой, преследующей многих гонщиков на ралли «Дакар» является компрессионный перелом позвоночника. Из старой команды шесть человек пережили эту травму. И многие из них, не сходя с дистанции, доехали до финиша. В этом году моей задачей была тренировка молодых ребят в плане профилактики компрессионных переломов. Моей задачей на «Дакаре» будет профилактика травм, то есть помощь ребятам при перегрузках, после каждого этапа.
Сейчас я спокоен, хотя нельзя ничего предвидеть в гонке. Но ребята физически и психологически готовы. И я думаю, что обойдусь элементарными массажами, растяжками и восстановлениями после ушибов.
Семен Якубов: 20 раз 240 кг жим ногами, лежа на спине.
Владимир Чагин: Это норматив Сергея Михайловича, попробуйте.
Семен Якубов: Он, правда, и 280 может жать 50 раз, для него это не проблема.
Но самое интересное, он не сказал. Когда Де Рой на ралли «Шелковый путь» сломал себе спину и сошел на последнем этапе этой гонки. После этого Жерар сделал операцию в Голландию. Я сам на самолете перевозил его туда. И на этом для него закрылся путь в спорт.
Но без соперников же нельзя. Как быть? Мы притащили его за уши сюда в Москву, и у Бубновского он прошел курс реабилитации в полном объеме. После занятий у Сергея Михайловича он восстановил полностью свой позвоночник. Съездил на гонку в Марокко. У него все великолепно. И сейчас он едет с нами на «Дакар» и является нашим основным соперником. Вот так вот, руками Бубновского на нашу голову.
Что является ключом к преодолению прессинга, и какие рекомендации вы даете молодым гонщикам?
Владимир Чагин: Конечно, они волнуются. Поставьте себя на их место. Представьте, какой груз ответственности ложится на их плечи. Эдик Николаев стартует под 500-м номером, за ним будут стоять еще 75 грузовиков. И допусти он какую-то ошибку, то все они проедут мимо, потом уже сложно будет обогнать. Должно быть абсолютное хладнокровие, рассудительность, ответственность перед командой, перед болельщиками, перед зрителями, перед самим собой. Если наши болельщики, зрители, журналисты будут вместе с нами, будут поддерживать нас, – это всегда чувствуется и это помогает.
Ильгизар Мардеев: Я добавлю, что не все проедут мимо, но лучше чтобы они не стояли.
Что нового в конструкции машин?
Семен Якубов: Год назад мы сделали хорошую машину. Володя первый проехал на ней на «Дакаре». Машина зарекомендовала себя великолепно. И мы еще сделали два грузовика. На этих грузовиках едут сегодня Николаев и Мардеев Айрат. В этой конструкции ничего менять мы не стали. Мы хорошо поработали с двигателем. И это, наверное, единственное крупное вмешательство в конструкцию автомобиля в этом году. Вся техническая деятельность в этом году была направлена на повышение надежности автомобиля.
Очень серьезно продвинулись конкуренты. Де Рой начал делать свою машину еще в прошлом году. Капотный вариант грузовика, очень интересное смещение центра тяжести назад. Хорошая развесовка по осям позволит ему повысить плавность хода и увеличить скорость грузовика. Единственное, что ему будет сложнее на дюнах. Когда мы будем подниматься там, то нам будет проще. Но, наверное, это единственный недостаток машины.
Такая же машина у Лопрайса. Он испытал ее на «Шелковом пути» и получил хороший результат. Не только технический, он и спортивный – выиграл гонку. Это тоже говорит о том, что его грузовик стал лучше.
Что касается МАНа, они применили независимую подвеску. Убрали рессоры, оставили пружину с амортизатором. Это, конечно, поднимет плавность хода, а поднятие плавности хода непосредственно влияет на повышение скорости.
Но как они будут выглядеть по сравнению с нашей машиной, мы посмотрим в гонке, это будет видно потом. Мы просто не рискнули менять что-либо в машине, понимая, что мы рискнули «интерьером» кабины.
Как будете встречать Новый год, когда будите пить шампанское?
Владимир Чагин: Для всех Новый год – это семейный праздник. Хочется его проводить дома, в кругу семьи. Но «Дакар» – это первое соревнование года, которое стартует 1-го января. Только лишь в 2000-м году организаторы «Дакара» сознательно перенесли старт на 6-е января, дав всем возможность встретить новое тысячелетие дома.
Мы 21-й раз выезжаем на «Дакар» и, как вы понимаете, 20 раз не встречали Новый год ни дома, ни в кругу семьи. Бывало, что «Дакар» стартовал и до 1-го января уже в Африке прямо на бивуаке.
Всегда, конечно же, хочется, чтобы как-то что-то напоминало о нашем настоящем Новом годе: какую-нибудь елочку поставить. Какой Новый год без Деда Мороза? Роль Деда Мороза всегда у нас выполняет Семен Семенович Якубов, нам это очень приятно.
Семен Якубов: Вы бы видели их радостные глаза, когда я им вручаю подарки. Они искренне ждут, как дети. Я им вручаю, допустим, новую авторучку. Счастливы. Дед Мороз! И сейчас ходят за мной и спрашивают: «А что же Дед Мороз нам будет дарить в этом году?». Ну дети, просто дети... да я и сам тоже. Новый год есть Новый год, он для всех одинаков.
А Снегурочка известна?
Семен Якубов: Снегурочка у нас всегда разная. Снегурочка – есть снегурочка. Володю Чагина не оденешь же в нее.
Владимир Чагин: Какой в этом году будет Новый год, конечно, сложно сказать, потому что в предыдущие годы официальные старты в Аргентине были 1-го января. И сама церемония старта занимает очень продолжительное время. Очень много участников в категории мотоциклов – около 300, в категории джипов – около 200. Около 100 грузовиков. Все это время занимает где-то 6–8 часов. И всегда старт начинался после обеда 1 числа и заканчивался вечером, мы двигались на бивуак.
31 декабря, был у нас такой день – передышка. То есть 30-го мы всегда проходили техническую комиссию. 31-го мы оставались без машин, можно было просто отдохнуть, решить какие-то организационные моменты.
В этом же году организаторы поменяли свой график, и 31-го будет церемония старта. Старт закончится, наверное, в 9–10 часов вечера 31-го. Останется немного времени, чтобы символически выпить по бокалу шампанского. Мы взяли с собой российское, чтобы даже этикеточка за десятки тысяч километров от Родины напоминала нам о доме.
А утром уже будет старт «Дакара». Естественно, тут нарушать спортивный режим нельзя. В этом году будет такой очень скомканный Новый год. Мы встретим его по нашему времени. Разница во времени очень большая с Аргентиной, по-моему, 7 часов. Надеемся, что получим подарки от нашего Деда Мороза.
Леонид Новицкий, который выступает на внедорожнике, постоянно говорит, что он не любит атаковать на твердом грунте, но в пустыне отыграется. А как выглядит эта ситуация с Вашей точки зрения, как тренера. Будет ли где-то команда придерживать лошадей, где-то валить на полную? Или это зависит не от ландшафта, а от ситуации в общем зачете, или от каких-то других факторов?
Владимир Чагин: Я сам всегда придерживался такой тактики: ехать надо одинаково быстро всегда. Только дюны исключение. Дюны главное преодолеть – проехать по ним, не остановившись. Если не остановился в дюнах, значит можно считать, что проехал их на пятерку. Если ехать по ним быстро, можно вовремя правильно не сориентироваться, допустить ошибку. И остановка в дюнах повлечет за собой потерю большого количества времени, что, естественно, недопустимо.
Девиз такой: «Чем хуже трасса, тем лучше». Чем сложнее трасса, чем меньше скорость движения, тем сложнее ее преодолеть, и разница по времени между участниками больше. Именно таким трассам нужно уделять больше времени на тренировках, чтобы ехать быстрее своих соперников. И этим мы с ребятами тоже занимались. Я всегда старался до них донести, что если плохая трасса, убойная, трясет, – вот это наша, это хорошо. Тут нужно собраться и буквально каждый метр трассы просматривать, чтобы выбирать оптимальные траектории. Это позволит ехать быстрее соперников.
__________
Состав команды «КАМАЗ-Мастер»:
№500
Николаев Эдуард
Савостин Сергей
Рыбаков Владимир
№504
Мардеев Айрат
Беляев Айдар
Шибалов Антон
№509
Каргинов Андрей
Мокеев Андрей
Девятки Игорь
№523
Мардеев Ильгизар
Мизюкаев Вячеслав
Сотников Дмитрий
Состав команды «Астана»:
№533
Ардавичус Артур
Кузмич Алексей
Турлубаев Нурлан
Фото: Иван Солдатов