Сезон Формулы-1 2008 года стартовал в жаркой Австралии. Команды еще на практиках демонстрировали максимальную активность. Новые правила, особенно запрет на трекшн-контроль, дали о себе знать. А штрафные санкции за замену коробки передач, если только она «не выдержит» четыре гонки подряд заставили команды экспериментировать и выбирать между скоростью и надежностью. Свободные заезды показали, что у BMW дела идут на лад, и вполне вероятно, что немецкая конюшня будет не только третьей силой, какой мы привыкли её считать, а сможет побороться с Ferrari и McLaren. Также гонщики Red Bull и Williams Нико Росберга были довольно быстры. Дебютанты - Себастьян Бурдэ и Нельсон Пике наверное немного осторожничали, и этот сезон станет первым полноценным для Тимо Глока. Очень многие обозреватели считают, что в этом сезоне Ferrari фаворит сезона как в командном, так и в личном зачете, но на практике лишь однажды Кими Райкконен отметился на первой строчке, также там «побывали» Льюис Хэмилтон и Роберт Кубица.
Межсезонные тесты позади, свободные заезды показали примерный уровень «расстановки сил», и впереди, 15 марта 2008 года в Альберт-Парке, нас ожидала первая официальная квалификация, регламент которой вновь был немного изменен. Основной принцип - разделение квалификации на три сессии с выбыванием шести гонщиков, показавших наиболее медленные секунды по итогам первой и второй сессии, а в третей сессии оставшиеся пилоты будут бороться за места с 1-ое по 10-е. Вот только время первой сессии будет 20 минут, второй - 15 минут, третьей - 10 минут. Особенно показательно сокращение последнего квалификационного сегмента - выжигание топлива на протяжении 10-15 минут в прошлом году не устроило многих, и эту проблему решили.
Это здорово! Но получили другую проблему - теперь в лучшем случае гонщик успеет пройти 2, максимум 3 быстрых круга. Но поживем - увидим, насколько оправдана такая схема, тем более первая проба «новой» квалификации состоялась.
Очень приятно, что в Super Aguri все-таки нашли решение и команда не «канула в лету», а приехала вместе с остальными «конюшнями» Большого Цирка приехала в Мельбурн. Хотя Honda постепенно отказывается от поддержки своего младшего брата, ходят слухи о том, что Агури Сузуки уйдет с поста руководителя, но пока команда принимает полноценное участие в Гран-при, пусть ее гонщикам и очень тяжело конкурировать с другими, но тем не менее Такуме Сато удалось опередить в квалификации Пике, который «провалился», позади него остался только Энтони Дэвидсон. Фернандо Алонсо тоже не очень блистал - в Renault в этом году не столь удачная машина, как в былые времена, но смог пробиться во вторую сессию и закрепился на 12-ом месте. Еще одна команда - Force India, - чего в принципе и следовало ожидать, в полном составе не прошла во вторую сессию. Сутил и Физикелла не самые слабые гонщики, но их автомобили не быстры. И Бурдэ также скромно, как и на практиках, обосновался на 18-ом месте. Конечно STR - это даже не Red Bull, но Себастьян многократный чемпион серии CART, надеюсь он себя еще проявит в Формуле-1.
11-ое и 13-ое места Баррикелло и Баттона модно назвать приятным сюрпризом, а отнюдь не неудачей, а вот Марк Уэббер немного разочаровал как своих земляков, так и свою команду - у Red Bull был потенциал. 14-е место новичка Williams в качествен боевого гонщика, Казуки Накаджимы, который был в прошлом году тест-пилотом не такое и плохое, но Нико Росберг-то прошел в финальную сессию и квалифицировался 7-ым. Спишем пока эту разницу на первое Гран-при сезона, а дальше видно будет. Но самое неожиданное и неприятное происшествие во второй части случилось с Кими Райкконеным, уже показав быстрые секунды финн возвращался в боксы, но его Ferrari вдруг замедлилась - накатом он «добрался» до пит-лейн, но не до своих боксов. Механики Ferrari прикатили туда остановившийся автомобиль, за что с Райкконена сняли время и не допустили в финальную сессию, тем самым автоматически переставив его на 16-ое место. Также не смог показать времени, расстроив местную публику, Марк Уэббер, который остался 15-ым.
В финальной сессии сформировалось две разных группы - гонщики McLaren, BMW и Фелипе Масса претендовали на первое место. А Трулли, Глок, Култхард, Росберг, Феттель просто за максимальную позицию. Трулли и Росберг задавали тон во второй группе, и вполне закономерно, что 6-е место занял Ярно, а 6-ое Нико, Култхард уступил им примерно 0,5 секунды, а Глок, в свою очередь, еще 0,5 секунды Дэвиду.
В группе лидеров самым быстрым оказался Льюис Хэмилтон, но, что может вызвать некоторое удивление, единственным пожалуй гонщиком, как показала квалификация, кто мог потягаться с британцем стал не Масса, не его партнер по команде, не Ник Хайдфельд, а молодой Роберт Кубица, показавший второе время в квалификации. Только эти двое «вышли» из 1 минуты 27 секунд. И борьба за третью стартовую позицию была очень плотной плотной: Ковалайнен - 1 мин. 27, 079 сек, Масса - 1 мин. 27,178 сек, Хайдфельд - 1 мин. 27, 236 сек.
После квалификации стало известно, что Тимо Глок получил штраф в 5 мест за смену коробки передач и затем еще 5 мест, за то, что он помешал Марку Уэбберу на быстром круге австалийца.
По итогам первой квалификации сезона уже можно видеть, что примерный баланс сил сохранился. Может быть, немного прибавили в Williams и Toyota, примерно одинаковы по силам Ferrari и McLaren, и их практически «нагнала» BMW. Новое техническое решение в Red Bull, предложенное Ньюи вполне может привести к тому, что наибольшего прогресса можно будет ждать от Red Bull.
И вот он прогревочный круг первой гонки сезона, Гран-при Австралии 2008. Проходит пару томительных минут ожидания, гонщики выстаиваются на стартовой решетке. Зеленые огни светофора гаснут и... происходит массовая авария на старте, которых давным-давно не случалось уже в Формуле-1.
На первом же круге из гонки выбывают Дэвидсон , Физикелла, Феттель, Уэббер (не везет - так не везет!), Баттон. Кроме того, Фелипе Масса, пытавшийся опередить в первом повороте Хейкки Ковалайнена не смог контролировать свой автомобиль и ударившись о бордюр, поехал в боксы менять передний обтекатель. На трассе появляется машина безопасности, чтобы маршалы могли убрать обломки от автомобилей, но буквально через пару кругов уходит, и... Фелипе Масса именно в этот момент вновь останавливается на пит-лейн для дозаправки. Трудно сказать, почему в Ferrari не дозаправили бразильца сразу, но время потеряно, и он возвращается на трассу лишь 17-ым.
В группе лидеров больше особых изменений не происходит, только Райкконену удался хороший старт, благодаря которому он уже в первой десятке, но «застревает» позади более медленного Рубенса Баррикелло. Льюис Хэмилтон тем временем показывает лучшее время круга - 1 мин. 28,6 секунды.
На 9-ом круге сходит с дистанции Сутил, и в дебютной гонке для Force India оба автомобиля не пересекут линию финиша.... . Основные действия начинают происходить, как это и случается чаще всего в Формуле-1, на пит-стопах. Первым останавливается Кубица и возвращается в гонку на 8-ом месте. Райкконен, понимая, что теряет время максимально активизируется. Масса выходит становится 14-ым, а лидер гонки Хэмилтон останавливается на свой первый плановый пит-стоп и возвращается в гонку 4-ым, пропуская вперед только Ковалайнена, Хайдфельда и Росберга. Райкконену удается обогнать Баррикелло, и финн сразу же начинает отрываться от Honda.
Ярно Трулли сходит с дистанции, а Хайдфельд и Росберг направляются в боксы для смены резины и дозаправки. Спустя круг Ковалайнен также посещает боксы McLaren и возвращается на трассу точно впереди своего земляка Райкконена, пытаясь опередить McLaren на непрогретых шинах, но Хейкки сохраняет свою позицию. На 26-ом круге при попытке обгона болид Фелипе Массы врезается в Red Bull Дэвида Култхарда. Шотландец сходит, Масса продолжает гонку, но... всего лишь 4 круга, после которых также останавливается на трассе. В данной ситуации можно сказать, что Масса неправ, который был очень оптимистичен, или что Култхарл неправ, так как не уступил. Мне показалось, что Масса не смог полностью контролировать свой болид в момент столкновения, ну а Култхард также естественно ничего не смог уже поделать. На трассе во второй раз появляется машина безопасности. Райкконен хотел остановиться и уже даже направил свою Ferrari в боксы, но вовремя смог «вынужденно передумать» и остаться на трассе. Дело в том, что по правилам, введенным с прошлого года, гонщики могут посещать пит-лейн, только тогда, когда все автомобили соберутся за пейс-каром друг за другом и будет открыт пит-лейн. Как только автомобиль безопасности покинул трассу, алая Ferrari атакует «серебристый» McLaren Ковалайнена. Хейкки не сдается на стартовой прямой, спустя несколько связок Райкконен поравнялся с ним и прошел, но... не рассчитал своей скорости (и наверное также сказалось отсутствие трекшн-контроля) и вылетел за пределы трассы, отправившись на свой первый и единственный пит-стоп. Возможно этот момент стал ключевым моментом гонки, где у Ferrari был шанс побороться за победу, но не получилось.
Теперь Хэмилтон спокойно совершает свой второй пит-стоп, на следующем круге останавливается Хайдфельд. А на 44-ом круге в очень зрелищную аварию попадает Тимо Глок, слава богу гонщик не пострадал, чего не скажешь о его Toyota, обломки которой засыпали дорожное полотно. И вновь на трассе появляется пейс-кар, который окончательно «путает карты» некоторым гонщикам. Рубенс Баррикелло, который все время находился в первой десятке, совершает пит-стоп, не дождавшись пока откроют пит-лейн, за что спустя около 5 кругов получает 10-ти секундный штраф, и кроме того при выезде «задевает» одного из своих механиков. А вот Ковалайнен все сделал правильно, остановился по правилам, но потерял из-за этого очень много мест. Алонсо также останавливается на пит-стоп.
И примерно к 48-му кругу первая восьмерка выглядит так: Хэмилтон, Хайдфельд, Баррикелло, Росберг, Бурдэ, Кубица, Накаджима, Райкконен (который до выхода машины безопасности сильно отставал от лидирующей группы). И лишь за ним Ковалайнен (!), который очень уверенно провел всю гонку и Алонсо.
Машина безопасности наконец-то покидает трассу, и в этот же момент сталкиваются Роберт Кубица и Накаджима. В данном случае виноват скорее всего японец, который врезался в задний спойлер BMW. Теперь уже Ковалайнен атакует Райкконена и проходит его,... но их обоих обгоняет Фернандо Алонсо, воспользовавшись тем, что два финна «выясняли отношения» между собой. Красивый гоночный эпизод!
Вскоре Ferrari Райкконена теряет темп - финн едет на 5-6 секунд медленнее всего остального пелетона, и буквально за какие-то 5 кругов до финиша останавливается на трассе.
А на 56-ом круге теряет свое 4-ое место (!) Себастьян Бурдэ. Вот наверное кому больше всего обиднее в этой гонке. Он долгое время был «в тени», но к финишу гонки оказался в нужном месте в нужное время. Случайность ли это или закономерность покажут ближайшие гонки.
За два круга до финиша Ковалайнен обгонят-таки неуступчивого испанского пилота, но уже на следующем круге, на стартовой прямой, немного теряет в скорости (как позднее скажет Хейкки - он случайно нажал на кнопку ограничения скорости), и Renault финиширует на 4-ом месте. Небольшим утешением для Ковалайнена может служить лучшее время круга, показанное именно им - 1 мин. 27,418 сек.
Первую победу в сезоне одерживает Льюис Хэмилтон. Первую победу в сезоне одерживает команда McLaren. Первую победу в сезоне одерживает Рон Деннис. Первая победа, которая так важна для всей команды. Прошлый год оказался очень трудным, и, в первую очередь, в психологическом плане. Отличная гонка в исполнении Хэмилтона и Ковалайнена, даже несмотря на то, что последнему не повезло ближе к финишу, и он потерял ряд позиций! Второе место для Ника Хайдфельда готовьтесь воспринимать как должное - в BMW настроены более чем серьезно. И первый подиум для Нико Росберга. Заслуженный и в этой гонке и всем прошлым годом. Его результаты весьма стабильны, а подиум в юбилейный год для команды Williams - хороший «подарок». Сэр Фрэнк Уильямс только надеюсь подскажет своему гонщику, что кепку лучше бы снимать во время гимна.
И что не говорите, а молодежные серии нужны. Ковалайнен, Росберг, Хэмилтон, Глок еще недавно выступали в GP2, а теперь они гоняются, и весьма успешно в Формуле-1. Сегодняшний подиум лишнее тому доказательство. Да, да. И Ник Хайдфельд тоже был чемпионом Ф-3000, только пораньше.
Уже после гонки Баррикелло был дисквалифицирован за то, что выехал с пит-лейн на красный свет светофора. Таким образом, Накаджима поднялся в итоге на 6-ое место, а сошедшие из гонки (!) Бурдэ - на 7-ое, и Кими Райкконен - на 8-ое. А как сложится через неделю Гран-при Малайзии в Сепанге нам с Вами только предстоит узнать. Смотрите Формулу-1.
Личный зачет по итогам первого этапа: 1. Л. Хэмилтон 10 2. Н. Хайдфельд 8 3. Н. Росберг 6 4. Ф. Алонсо 5 5. Х. Ковалайнен 4 6. К. Накаджима 3 7. С. Бурдэ 2 8. К. Райкконен 1
Кубок конструкторов по итогам первого этапа: 1. McLaren-Mercedes 14 2. Williams-Toyota 9 3. BMW 8 4. Renault 5 5. STR-Ferrari 2 6. Ferrari 1
|