GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Гонки формула 1, indycar, nascar, motogp, dtm, wtcc, ралли wrc, Виталий Петров

Бразильский Волшебник, 17 лет спустя. Фильм "Сенна".

Текст: Foxy
Блоги об автоспорте - Foxy Race Journal
20.10.2011 г.

Бразильский Волшебник, 17 лет спустя. Фильм "Сенна".
Изображение
Семнадцать лет назад, 1-го мая 1994-го года погиб Бразильский Волшебник, Айртон Сенна. Сегодня я посмотрела новый фильм о нем, который был авторизован его семьей и различными ассоциациями его имени, как я понимаю. Скажу сразу, что фильм мне не понравился. И вот почему.
Сценаристы попытались сделать из Айртона икону, идола для страждущих, вместо того, чтобы рассказать о настоящем и живом гонщике. Все и так знают, что Сенна был одним из сильнейших, он уже давно легенда. Абсолютно незачем подсвечивать ореол его святости. Я понимаю, что часть экзальтированной бразильской публики ждала именно такого фильма, и они, наверное, могут быть довольны. Но фэны автогонок все же ждут более взвешенного подхода. Можно было показать больше различных точек зрения. Только Ален Прост местами пытался донести мысль о том, что в характере Айртона были и темные моменты. Но я сильно подозреваю, что многое из того, что он сказал осталось за кадром. Было очень смешно смотреть на Рона Денниса, который на чистом глазу заявлял о равенстве в Макларене. Это в той самой команде, в которой к концу 89-го механики почти не заходили в ту часть гаража, где обитала машина Проста. Именно глава этой команды подал на своего гонщика протест после Сузуки 89-го года. Но пусть это все останется на совести сценаристов и режиссера. Только не надо говорить, что это документальный фильм.

Это доку-драма с использованием некоторого количества архивных съемок, созданная для того, чтобы донести до публики совершенно определенный образ Айртона. Только образ этот получился однобоким. Гораздо интереснее и честнее было бы показать Сенну со всех сторон. Почему не было интервью со стороны его друга Бергера? Почему ничего не говорил Пике? Где Мэнселл? Где Шумахер в конце концов? Все они с ним боролись на трассе, они могут многое рассказать. Но нет, ни слова от них. Айртон был жестким гонщиком, а к 94-му году в Формуле-1 появился пилот еще более беспощадный и не менее талантливый, который наступал ему на пятки. Но нет, ни слова об этом. Зато много нытья по поводу того, что все вокруг были читерами и выигрывали только за счет машины. Такое ощущение, что смотришь пропаганду. А самое удручающее, что редких кадров практически нет. Те немногие, действительно прикольные и интересные, появляются только во время финальных титров.
Скажу честно, я почему-то многого ждала от этого фильма. От того, наверное, и такое сильное разочарование. Я надеялась, что не обойдут стороной тот факт, что Сенна в полной мере обладал “инстинктом убийцы”. Он был настоящим гонщиком, он хотел выигрывать любой ценой. И да, временами он прибегал к грязным приемам. Но кто из чемпионов может с чистой совестью сказать, что никогда такого не делал? Это была часть его натуры, часть его гонщицкого характера. Глупо это скрывать и отрицать. Тем более по прошествии стольких лет. В итоге, характер Сенны был показан не полным и каким-то ущербно-блаженным. Несомненно Айртон был человеком верующим. Об этом многое свидетельствует. Но он все равно шел к победе любыми средствами. И всегда было видно, что его терзают какие-то глубокие внутренние противоречия. Достаточно было посмотреть ему в глаза полные фатализма, чтобы понять – этот человек хочет судьбы героя. Как такие герои кончают, думаю вам не надо объяснять. Этот взгляд раскрывал больше, чем все слова комментаторов, журналистов и родственников.
Этот фильм можно не смотреть, если вы фэн автогонок и давно в теме, ничего нового вы все равно не увидите и не узнаете.

Изображение
Прежде, чем меня обвинят в том, что я плохо отношусь к Айртону, позвольте мне рассказать вам небольшую предысторию. Я помню, как в 91-м году по Четвертому Каналу (позже НТВ) впервые узнала по-настоящему, что такое Ф-1, когда там показывали серию передач о противостоянии Сенны и Проста. В то время информации практически не было, никакого Интернета. Только ТВ и газеты. Рассказ о борьбе двух этих великих гонщиков был захватывающим, и определиться за кого ты, было сложно. Да и не нужно это было. Было просто интересно. Когда начались трансляции на РТР, тогда появились и первые болельщицкие пристрастия. За первые годы трансляций я поняла, что Сенна это действительно Волшебник за рулем болида. Его мастерство впечатляло. Его взгляд, которым он, казалось, смотрит в вечность, привлекал. Такой обреченный фатализм во взоре я встречала только у еще одного гонщика – Кими Райкконена. Сенна мне нравился. Но что-то в нем мешало мне за него болеть. Не мой тип гонщика. Но я его всегда уважала, как сильного и бескомпромиссного бойца на трассе. Наступил 94-й год. Я активно поддерживала Михаэля Шумахера. Я знала, что это будет его год, и что он обязательно победит Сенну. Победить Айртона было важно, он был главным эталоном после ухода Алена.
В тот год я решила, что буду записывать триумф Шумахера на видео. Я записывала все первые гонки сезона. Я очень отчетливо помню 1-е мая. И ту страшную аварию. Вся гонка целиком с периодом красных флагов и лужой крови у машины Айртона была записана на видеокассету и до сих пор пылится где-то в шкафу. Потом многие кадры вырезали из повторов, но в прямой трансляции было всё.
Сначала авария Рубенса в пятницу, потом трагедия с Ратценбергером в субботу. Айртон тогда очень переживал, и везде говорили об этом. Уже с пятницы было видно, что Сенна сам не свой. После субботы, я сказала своим знакомым, что ему лучше на старт гонки не выходить. Они со мной согласились. Все, кто смотрел Ф-1, чувствовали, что злой рок повис над гонкой в Имоле. Да что там фэны, даже Прост говорил об этом. Бывают события, которые чувствуются заранее. И все равно, когда машина Сенны вылетела в Тамбурелло, это был шок. Авария была фатальной. Увидев кровь, я понимала, что Сенна не выживет. Говорят, он умер еще на трассе, а в медицинском вертолете его оживили и подключили к аппарату искусственного дыхания. Лишь бы не было смерти на трэке. Но не в этом суть. Всем было ясно, что Айртон погиб. Весь день новостные агентства передавали сообщения об аварии. А поздно вечером сказали, что его отключили от аппарата. Волшебника больше не стало. Это было очень тягостное ощущение.
Дальше было много грязи и недомолвок со стороны Берни, команды Вильямс и Рено. Но не будем об этом, в 2005-м году дело против Патрика Хэда по обвинению в халатности было окончательно прекращено за давностью лет. Сенну все равно ничто не вернуло бы. Но погибнув таким образом, в гонке, на пике карьеры, когда молодой немец еще не успел его победить в чемпионате, Сенна навсегда останется героем в глазах эмоциональной аудитории Ф-1. Те же, кто склонен к более тщательному анализу, будут помнить все стороны Айртона. И это хорошо. Ведь все это часть славной истории. И именно это должен был показать фильм…

Смерть Сенны навсегда изменила Формулу-1. С одной стороны она спасла много жизней, заставив ФИА пересмотреть конструкцию монокока и шлемов. С другой, Макс Мосли воспользовался этой ситуацией, чтобы провести в жизнь свои планы по замедлению Ф-1, начав уродовать аэродинамику болидов бестолковыми правилами, введя впоследствии псевдослики и испортив классические трассы. Все это в итоге привело к той Формуле-1, которую мы знаем сейчас. Но я уверена, эта не та Формула-1, в которой хотел бы гоняться Айртон Сенна!

 

© 2024 GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Контактная информация
При копировании ссылка на GP-SMAK.RU обязательна