GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Гонки формула 1, indycar, nascar, motogp, dtm, wtcc, ралли wrc, Виталий Петров

Андрей Севастьянов о тестах команды и третьем этапе РСКГ

Текст: Диев Андрей
Блоги об автоспорте - Всё о ралли
03.07.2014 г.

Третий этап российской серии кольцевых гонок (РСКГ) сложился для него очень непросто. Уик-энд начинался для главы гоночной команды B-Tuning Андрея Севастьянова довольно успешно – в тренировочных заездах гонщик показывал лучшие времена, а в субботу выиграл квалификацию. Первая гонка была наполнена разнообразными инцидентами – тут и спорные обгоны соперниками под желтыми флагами, и упорная борьба с соперниками, которая закончилась за три круга до финиша столкновением с Владимиром Мельниковым и Борисом Шульмейстером. Во второй гонке Андрей был нацелен прорываться и побороться за максимально возможный результат. Однако, дождь распорядился иначе и гонка, по сути, по-человечески и не прошла – всего один «боевой» круг и долгое «шествие» за автомобилем безопасности. После уик-энда в Нижнем Новгороде Андрей Александрович очень подробно и детально ответил на наши вопросы. Предлагаем вашему вниманию текст этой беседы.

 

Андрей Александрович, в предыдущем интервью Вы сказали, что перед третьим этапом РСКГ планируются тесты на Смоленском кольце. Почему для тестов была выбрана именно эта трасса?

---- Мы ездим на трассу Смоленское кольцо постоянно, между этапами, а так же в межсезонье, так как считаем ее самой удобной для работы команды. В ней есть все необходимые для настройки автомобиля повороты, а так же максимальная скорость и безопасные зоны вылета. На трассе созданы условия для комфортной работы команд, там есть шиномонтаж, удобные боксы для обслуживания техники, охраняемая парковка и, что очень важно, приятные люди, работающие на этом автоспортивном объекте. Считаю, что совмещение всех этих пунктов и определило наш выбор по "домашней трассе".

Какая именно работа шла на тестах: В чем состоит работа над управлением двигателя? Это работа по настройке «мозга» (программного обеспечения блока управления) двигателя? Как она проходит на трассе?

---- Настройка двигателя начинается на моторном стенде, там регулируется максимальная мощность и работа в определенных оборотах. На трассе, в режиме реальной эксплуатации корректируются значения топливоподачи, проверяются "углы зажигания", так как под нагрузкой и с высокой температурой в подкапотном пространстве данные с моторным стендом могут немного отличаться, так как там созданы идеальные условия, а в гонке все может быть совсем по другому. Нам важно, чтобы мотор был "застрахован" от детонации связанной с перегревом двигателя, а так же проверить все топливные параметры, так как ускорение автомобиля на моторном стенде и на гоночной трассе отличаются. Так же мы настраивали режим проезда по пит-лэйн чтобы машина не превышала скорость 57км/ч (допускается 60 км/ч, далее штрафуется), провели проверки стартовой программы и подобрали оптимальные обороты для разных покрытий (плохие сцепные свойства асфальта, мокрое покрытие, дождевые шины и дождь).

Как выглядит процедура «отработки контроля старта» снаружи: похожа ли эта процедура на тренировку стартов с места на свободных заездах в Формуле-1?

---- Снаружи видно как автомобиль стоит на месте, водитель включает первую передачу и через 5-7 секунд стартует. Выглядит вполне обычно, но по результатам анализа данных, которые записываются в блоке управления двигателем мы можем сделать корректировки чтобы добиться максимально эффективного разгона автомобиля при старте с места.

Что-нибудь еще тестировалось на этих тестах помимо управления двигателя и контроля старта?

---- На тестах так же проводилась работа по проверке разных составов тормозных колодок, то есть мы все время пытаемся получить максимум из возможностей своего автомобиля. Еще мы ведем работу по "борьбе" с отливом масла в двигателе при движении в левой "дуге". На обыкновенной дороге такого бокового ускорения (что бы масло в двигателе слилось в один угол) достичь невозможно, в связи с этим мы работаем на специализированном автодроме. Пилот управляет автомобилем, оборудование все записывает, после тестовых сессий мы анализируем данные и принимаем решения, какими методами будем устранять неблагоприятные моменты для нашего мотора.

Какие машины участвовали в тестах – только Polo R2B класса «Туринг-Лайт» или еще какие-то автомобили («Туринг», Polo Sedan класса «Национальный»)? На этих тестах решались глобальные задачи по настройке и доводке техники или же пробовали настраивать автомобили под условия Нижегородского кольца?

---- В зависимости от задач мы используем разную технику, до этапа в Нижнем Новгороде мы работали с 2мя автомобилями класса Туринг Лайт и 1 машиной класса Национальный.  Сейчас после этапа, до поездки в Казань на 4ый этап чемпионата России мы так же проведем дополнительную работу на трассе Смоленское кольцо. В "седане" мы будем искать оптимальный ход штока амортизатора, методом перемещения крепления верхней точки крепления амортизатора, а в хэтчбеке мы продолжим работу по "борьбе с масляным голоданием" после 1ой "змейки". если мы идем правильным путем, то это повысит ресурс наших двигателей, что благоприятно отразится на его пробеге и снижению стоимости его обслуживания между этапами.

Насколько сложно было перестраиваться под конфигурацию и условия Нижегородского кольца после Смоленского кольца и Moscow Raceway?

---- Нижегородское кольцо "провалилось" по грунту за зимний период, в связи с этим покрытие стало еще более волнистым и автомобили, настроенные на ровную дорогу в буквальном смысле скачут по покрытию. Нам пришлось "размягчить" амортизаторы и мы смогли более четко управлять своими автомобилями. Состояние покрытия не может называться "гоночным", но условия одинаковые для всех и тут уж важно быстро сориентироваться и принять с инженером правильные решения по изменению характеристик работы подвески.

Какие еще особенности этой трассы Вы выделили бы и почему?

---- Не так много мест для обгонов, хотелось бы видеть большие по площади зоны вылетов, что бы в случае аварий или ошибок пилотов автомобили не страдали об заграждения. 

С точки зрения тонкой настройки автомобиля (амортизаторы, подвеска, коробка передач, двигатель) является ли эта трасса особенно отличающейся и имеет ли она какие-то специфические требования к автомобилю именно с точки зрения тонкой настройки автомобиля?

---- Мотор не перестраивается, КПП используется в такой же конфигурации как и на трассе Смоленское кольцо (в Казани и в Волоколамске используется более "тяжелая/длинная" главная пара, так как трассы имеют большую максимальную скорость). Важно уметь работать с амортизаторами, так как в этом можно очень много найти, или потерять. Жесткая машина не тормозит и не поворачивает на кривом асфальте.

Насколько велики трудозатраты по подготовке к гонке на Нижегородском кольце, по сравнению с другими гонками РСКГ?

---- Особых изменений в затратах для участия в гонке на трассе «Нижегородское кольцо» у команды не существует. Единственное что, в данный момент боксы для работы команд еще в стадии строительства и команды вынужденно обслуживают свою технику под открытым небом в собственных палатках, которые ветер все время пытается унести в чистое поле, собственно говоря, на котором и расположена трасса.

На тренировочных заездах в субботу Вы показали лучшее время, но проехали всего шесть кругов. Смогли ли Вы решить все задачи, запланированные на эту тренировку, или же малое количество кругов обусловлено привходящими обстоятельствами?

---- Я проехал 5 тренировок в четверг, 4е в пятницу, разминку и квалификацию в субботу, т.е. все что только возможно и в этих сессиях показывал лучшее время, я доволен проделанной работой и полученным результатом. 3 дня уже достаточно чтобы быть готовым к гонке, даже если бы машину начали настраивать «с нуля». Так как мне помогает очень опытный Антон Игоревич Захаров, мы провели корректировки очень быстро и очень точно отрегулировали поведение автомобиля в соответствии с поставленными задачами.

Были ли какие-то сложности в тренировке у Ваших напарников по команде Дмитрия Калужского, а также пилотов из «Туринга» и «Национального» или все прошло гладко?

---- Особых проблем у моих коллег по команде не было, так как техника хорошо подготовлена, механики очень быстро помогают пилотам настроить автомобиль под конкретную трассу, пилоты проводят достаточное количество тестовых заездов между этапами и в связи с этим уже научились быстро сообщать свои ощущения от поведения автомобиля и четко формулировать пожелания.

Вы выиграли квалификацию. Сложно было собрать круг воедино? В чем на Ваш взгляд основные сложности успешного прохождения быстрого круга на нижегородской трассе?

---- Изначально, «Нижегородское кольцо» это самая "скользкая трасса России". В связи с этим, квалификация под начинающимся дождем на сликах (лысые колеса под сухое покрытие) это "еще то" удовольствие. Машина все время пытается съехать наружу поворота, задние колеса не прогреваются, все время задняя ось пытается развернуться. В таких условиях было важно, как можно раньше выехать на трассу, и, не допуская ошибок и разворотов, проехать разгонный и быстрый круг. Дождь усиливался, и квалификационный заезд оказался крайне коротким, пожалуй, самым коротким за все время моих выступлений, уже через 3,5 минуты я был свободен, а конкуренты пытались ускориться на сликах, но это ровным счетом никому и ничего не дало. Только вылеты, развороты и даже установка дождевых шин не принесла результата, так как на сликах по влажному покрытию все равно получается быстрее. Стоит задуматься, что речь идет о секундах, я даже не попытался совершить второй круг в квалификации так как понял, что уже бесполезно. Дождь усиливался, трасса становилась мокрой. Всего две минуты потребовалось что бы приехать в зону технического контроля, взвесить автомобиль и пойти посмотреть на времена других участников. В зоне для представителей команд, на мониторе увидел, что все участники проехали по одному кругу, и я возглавляю список, дальше ждать было бессмысленно, так как улучшить свое время уже никто не смог.

Ваши пилоты в классе «Национальный» показали очень хорошие результаты – Максим Белоцкий показал второй результат, Александр Масленников – четвертое.  В чем секрет таких показателей: мастерство пилотов/погодные условия/удачные настройки автомобиля?

---- Да, наши пилоты очень быстрые и недостаток мощности на трассе в Волоколамске с лихвой был компенсирован здесь извилистой дорожкой и скользким покрытием, где Максим и Александр смогли показать отличные результаты в ходе квалификации.

Хуже сложилась квалификация для Ваших пилотов в классе «Туринг» - Андрей Николаев показал 8й результат в объединенном зачете 2000 (оно же третье с конца в классе «Туринг»), а Станислав Минский и вовсе оказался последним. В чем причины?

---- Николаев очень старался, но оказался 8м, а Станислав отсутствовал в четверг и пятницу, в связи с чем квалификация для него была всего лишь вторым выездом на трассу. Вряд ли можно было ожидать другого результата.

В начале гонки у Вас возникли какие-то проблемы с автомобилем?

---- Проблемы - нет, просто трасса славится своими завалами в первых поворотах, и я аккуратно начал заезд, далее были аварии,  из-за которых на постах стали показывать желтые флаги, я снизил скорость как это положено по правилам соревнований, в отличие от тех пяти участников кто это не выполнил вовремя. В связи с этим при рестарте у меня была несколько худшая позиция, и мне пришлось прорываться в лидирующую группу. Хотя руководитель гонки обязан был направить нарушителей на проезд через пит-лэйн. Но он по какой-то причине этого не сделал. Думаю, что не хватает опыта и внимания, а так же маршалы на постах не сообщили о нарушениях своевременно. То есть по-простому, недоглядели…

Гонки этого этапа проходили в борьбе. Удавалось ли параллельно выполнять основную задачу по поиску наиболее оптимальной спецификации автомобиля под эту трассу?

---- Да все было хорошо, у меня объективно лучшие времена на трассе в течении всех четырех дней.
У Вас вновь была упорная борьба с гонщиками SRT. Борьба с Борисом Шульмейстером закончилась за несколько кругов до финиша первой гонки столкновением с Владимиром Мельниковым. Как Вы прокомментируете этот инцидент?

---- Как то с самого начала сезона нам не дают покоя эти бравые ребята. Все время какие-то контакты, развороты и вылеты. Вот и в этой гонке произошел инцидент, в котором Борис сместился в мою сторону так быстро, что автомобили столкнулись и дальше я отправился "в полет". Когда я приземлился, у моей машины оторвалось заднее колесо, она развернулась, и гонка для меня на этом закончилась за 3 круга до финиша. Я считаю, Борис мог бы и не допустить такого развития событий. Он – опытный спортсмен и четко понимает, к чему могло привести его действие. В итоге я потерял очки, а мой любимый Владимир Черевань остался не доволен своей победой, так как побороться со мной в этом заезде ему так и не удалось.

Во второй гонке Вам пришлось прорываться из «арьергарда». Насколько проблематична была борьба с автомобилями класса «Национальный» или же это была вынужденная участь, которую просто нужно было принять как данность?

---- Ко второй гонке механики сумели сотворить маленькое чудо, четко и без суеты собрали мой разбитый автомобиль, и даже успели отрегулировать управляемые колеса. Я принял участие во втором заезде только благодаря их профессионализму и слаженности. Стоит напомнить, что между заездами была всего одна гонка класса «Туринг». а время в таких ситуациях летит мгновенно. Проблема усугублялась не тем, что отлетели колеса, а тем, что службам трассы потребовалось полчаса чтобы вернуть разбитую машину с трассы в палатку команды. Еще бы чуть медленнее и на старт не успел бы… Я стартовал последним, из-за того что машину готовили до последнего момента и на стартовую решетку я опоздал, всего было 30 участников, приехал на финиш 11м, думаю неплохо, понимая, что эта "гонка" была всего один круг.

Удалось ли нащупать ритм гонки на тех кругах, на которых на трассе не было автомобиля безопасности?

---- Не на кругах, а на единственном круге. Собственно говоря, у меня все было хорошо, я был готов к борьбе, просто гонки как таковой не было, еще бы несколько кругов и я вероятнее всего начал борьбу за призовой подиум. Машина это позволяла на 100%.

Как Вы отнеслись к проливному дождю – как к преграде для проведения нормальной гонки или как к возможности протестировать автомобиль в условиях экстремального дождя?

---- Дождь это всегда скользко и всегда негативно влияет на поведение и смелость пилотов. Я благодарен, что в зимний период тренер заставлял ездить по ледовой площадке, приговаривая, что "тебе это еще очень пригодится". И вот она – гонка под проливным дождем, главное не терять самообладания и четко управлять автомобилем. Все шло отлично, жаль только, что заезд состоялся лишь формально. Лидер даже не догадывался, как быстро я к нему продвигаюсь!

Ваше мнение в нескольких словах о гонках напарника Дмитрия Калужского, пилотов Вашей команды в классе «Туринг», а также выступлении Максима Белоцкого и Александра Масленникова?

---- Дмитрий в первой гонке занял 2е место, это очень хорошо для молодого спортсмена. Он мотивирован на борьбу, работу и успех. Молодец, одним словом. Я рад, что мы вместе выступаем в этом году в одной команде. А еще он позитивный, и нам вместе весело. Ну а я, в свою очередь, стараюсь сказать ему самое главное, только то, что может быть полезно в данный момент. Думаю, в этом сезоне он себя еще покажет, и мы вместе окажемся на подиуме. Масленников хорошо провел квалификацию, но в гонке попал в аварию и продолжить соревнования не смог. Максим финишировал 4м, но судьи наказали его за техническое несоответствие пружины на его автомобиле. Сейчас этот момент исправлен, думаю, в Казани гонка для него сложится значительно удачнее.

Через две недели следующий этап на трассе «Казань-Ринг». Буквально в нескольких словах, – каковы Ваши спортивные ожидания и ожидания с точки зрения настройки и оптимизации автомобиля от этого этапа? Планируете ли какую-то подготовку к этапу в Казани? Если да, то, как планируете готовиться – анализируя собранные данные на базе команды, или вновь у Вас запланированы тесты?

---- Желание только одно- выиграть этот этап, ведь трасса в Казани самая требовательная к управлению. Там можно себя показать с лучшей стороны. Машину будем настраивать непосредственно перед гонкой. Приехать на предварительное соревнование в ближайшие выходные не удастся, так как моей машине необходимо провести кузовной ремонт. Но у нас позитивный настрой и мы полностью готовы к очередному этапу.  

 

© 2024 GP-SMAK.RU - Самый смак автоспорта! Контактная информация
При копировании ссылка на GP-SMAK.RU обязательна