Показать сообщение отдельно
Старый 01.05.2008, 00:39   #5
gp2
ГонщикGP2 VinniViciRacing
 
Аватар для gp2
 
Регистрация: 21.03.2007
Адрес: планета "Земля".
Сообщений: 5,627
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 1,621 раз(а) в 916 сообщениях
Вес репутации: 263968
gp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспоримаgp2 репутация неоспорима
По умолчанию Re: Айртон Сенна. Начало большой легенды.

Начало большой легенды. Часть пятая.


«В высшей степени нецелесообразно, когда судьба одного предприятия зависит от таланта или энтузиазма одного-двух человек. В этом случае потеря одного человека будет означать потерю всего предприятия. Наша задача состоит в том, чтобы добиться функционирования предприятия, какие бы части из него ни изымались.» Так сказал Рон Деннис о своей команде. Четыре подряд победных года в какой-то степени пересытили Рона и заставили его искать новую философию, пытаться заставить команду заработать так, чтобы уже никто и ничто не смогли столкнуть ее с трона. Что с того, что в прошлом году McLaren уже испытывал серьезнейшее давление со стороны находящейся на подъеме команды Williams-Renault?
Еще летом Нил Оутли начал работать над новой машиной (МР4/7), которая должна была стать электронным чудом. Для болида готовилась активная подвеска, полуавтоматическая коробка передач с кнопочным переключением на руле, электронное управление двигателем Honda-V12. Однако работы застопорились, и сезон-92 пришлось начинать с модификацией старой модели МР4/6.
Первый Гран-при состоялся на автодроме в Къялями, и лишь ценой огромных усилий Айртону Сенне и Герхарду Бергеру, пилотам McLaren, удалось квалифицироваться вслед за обладателем поула, Найджелом Мэнселлом из Williams-Renault. Сенна проиграл почти секунду, а Бергер – и вовсе полторы. На старте гонки второй пилот Williams Рикардо Патрезе прошел оба McLaren, и пара Williams со скоростью курьерского поезда ушла от всех остальных к своей первой победе в Гран-при ЮАР и, как вскоре стало ясно, во всем чемпионате. Ни разу за время гонки Сенна не имел шансов как-то изменить свою третью позицию.
На тренировке перед вторым этапом Гран-при Мексики, Сенна, «гонясь» за Мэнселлом и Патрезе, переступил грань разумного риска и потерпел тяжелую аварию. В повороте Esses он потерял управление, машина раскрутилась и почти в лобовую атаковала барьер. Сид Уоткинс, обследовавший Айртона, сказал, что бразилец, отделавшийся трещиной в левой голени, лишь случайно не остался без ног.
«Авария стала результатом необходимости вести машину по трассе, которая проходит испытательный срок и не соответствует требованиям современной Ф1. Все могло быть иначе, если бы мы использовали квалификационные шины, на которых достигается приемлемое сцепление и остается возможность восстановить контроль над машиной. С гоночными шинами на такой грязной и неровной трассе это невозможно», – гневно комментировал Сенна инцидент, а заодно и запрет сверхмягких квалификационных покрышек. Конечно, остальным пилотам было тоже не легче, но, волей судьбы, больше всех потерял именно Сенна, который желал любой ценой сократить свое отставание от Williams-Renault.
В гонке Сенна сошел из-за отказа сцепления, а Бергер финишировал четвертым, пропустив вперед нового лидера Benetton – Михаэля Шумахера.
То, что McLaren в этом сезоне не имеет никаких шансов защитить чемпионский титул, стало окончательно ясно на Гран-при Бразилии, к которому Рон Деннис все же решился выставить свое новое оружие, на которое возлагалось столько надежд, McLaren-MP4/7A. «Электронная Смерть» – окрестили этот McLaren журналисты. Машина оказалась абсолютно сырой даже по прошествии двух Гран-при нового сезона. В квалификации Сенна проиграл Мэнселлу две с лишним секунды, не говоря уж о том, что не сумел показать даже своего прошлогоднего времени! Оба McLaren сошли уже в самом начале гонки.
«Моя машина испытывала перебои в работе двигателя. Проявления этого были совершенно непредсказуемыми. Они могли появляться по пять раз на одном круге и ни разу на следующем. Временами перебои были такими сильными, что у меня создавалось впечатление, будто я нажимаю на тормоз. Я пытался продолжать, надеясь, что сбои сами собой прекратятся, но в итоге вынужден был поднять руку», – комментировал Сенна.
В Испании бразилец надеялся только на дождь. Но и эти надежды были тщетными: подвеска McLaren не была еще достаточно налажена и создавала дополнительные неприятности на мокрой трассе. В итоге Айртон, борясь за второе место с Benetton Шумахера, вылетел с трассы всего за три круга до финиша, а Герхард Бергер финишировал лишь на 4-м месте.
В Имоле Сенна, несмотря на все усилия, занял только 3 место, причем отдал гонке столько сил, что из-за судорог шеи и плеч остановил машину сразу после финишной черты, и только через 15 минут врачи сумели вернуть ему сознание и достать из кокпита. На награждение он не попал, да ему оно было и не нужно. Минуло уже 5 гонок, а Сенна с Бергером набрали всего лишь по 8 очков и делили 4-5 места в чемпионате. Как они ни старались потом, в итоге так и остались с этими местами.
Однако нужно отметить, что команда встретила трудные времена без паники. В McLaren пустым разговорам предпочли работать, работать и работать, улучшая характеристики машины. Вместе с основными пилотами сотни кругов на тестах наматывали Марк Бланделл, Джонатан Палмер и Алан Мак-Ниш. Конечно, постоянные изменения ради повышения скорости не могли благоприятно сказаться на надежности, которая и так была не на высоте. Видимо, именно это обстоятельство и не позволило Сенне и Бергеру, заметно прибавившим по ходу сезона, бороться с Патрезе и Шумахером за вице-чемпионский титул. Судите сами: кроме трех поломок в первых пяти гонках пилотов McLaren ждали еще семь на оставшихся этапах, тогда как Патрезе и Шумахера ждали лишь три отказа на двоих.. Будущий чемпион этого года, Найджел Мэнселл, был недостижим даже при 100-процентной надежности. Поймать его можно было лишь на отдельных этапах. Но и им сейчас было не до этого. Задача McLaren теперь стала предельно простой: постараться хотя бы раз выиграть гонку – чемпионат был уже не для них.
Наверное, закономерным стало то, что именно в Монако, городе, в котором Сенна ворвался в элиту автогонок, прервалась череда поражений красно-белой команды. Мэнселл сделал все, что было в его силах и был как никогда в своей жизни близок к желанной победе, но за несколько кругов до финиша вынужден был заехать в боксы. Что случилось, так никто и не узнает. Мэнселл сказал, что это был прокол, некоторые считают, что дело было в том, что Найджел задел за рельс. Но для Сенны это было не важно: лидер медленно закатился в боксы, где его просто не ждали.
«Теперь все зависело только от меня. Я прибавил и, проезжая мимо боксов, увидел спины инженеров Williams, столпившихся вокруг машины Мэнселла – он все еще был там!» – на 73-м круге Сенна неожиданно получил преимущество в 5 секунд. На 76-м круге эти секунды были без остатка съедены атакующим Найджелом на свежих покрышках. Англичанин терзал Айртона до самого финиша, но Сенна не совершил ни одной ошибки, не оставил ни одной лазейки для обгона, и обогнать его оказалось делом невозможным. Это было Монако. Алан Прост, комментировавший ту гонку для TF-1, назвал ее самой красивой гонкой Сенны. Что примечательно, сам Мэнселл на этот раз не стал обвинять соперника в блокировке. Но уже в Канаде настроение Найджела изменилось – неожиданно для всех Сенна выиграл 61 поул-позицию. А затем в затяжной дуэли за первое место Мэнселл ошибся и вылетел с трассы. После его схода McLaren вполне мог рассчитывать на дубль, но Сенна сошел из-за отказа электроники, и победу одержал Герхард Бергер, вторую в составе красно-белых.
Но эта удачная гонка была скорее исключением, подтверждающим общее правило сезона 1992. Единственной возможностью опередить Williams было не слишком отстать от них в начале гонки, а затем воспользоваться их пит-стопами.
Следующий шанс для команды представился через два этапа, на Гран-при Германии 1992 в скоростном Хоккенхайме. Серьезность своих намерений Сенна показал еще в квалификации поссорившись с молодым Шумахером, который, по мнению бразильца, помешал ему бороться за поул. В гонке же McLaren шли без замены колес, и если Мэнселл сумел-таки обогнать Сенну после своего пит-стопа, срезав поворот и таким образом получив больше скорости перед выходом на длинную прямую, то Патрезе безуспешно атаковал до самого последнего круга, на котором ошибся и вылетел с трассы. После финиша Сенна сказал, что не считает ошибку Мэнселла намеренной, но судьи вполне могли бы наказать его десятью секундами штрафа. Это превратило бы второе место Айртона в первое.
А затем Сенна в блестящем стиле выиграл гонку в Венгрии. Он поставил на свой McLaren самую мягкую резину типа D. Если Сенна сумеет как-то сохранить покрышки в рабочем состоянии, то сможет и поддерживать достаточный темп, и обойтись без остановок в боксах. И ему это удалось! Сначала Айртон обогнал на старте Мэнселла, долго сдерживал его атаки и одновременно берег резину. Затем ближе к предполагаемому времени пит-стопов конкурентов ускорился и начал догонять лидировавшего Патрезе. Рикардо тоже прибавил и вылетел с трассы. А после того, как Мэнселл проколол колесо и потерял много времени, дело было сделано. И только когда вибрация от изношенных покрышек стала угрожающей для хрупкой электроники болида, Сенна решился на свой пит-стоп. Найджел Мэнселл финишировал вторым и официально оформил свое чемпионство. Еще одна победа пришла в Италии, когда Сенна воспользовался проблемами пары Williams, слишком сильно увлекшейся борьбой между собой.
Но наметившееся возрождение McLaren было прервано событиями в окологоночном мире Ф1. Точнее, вся работа сезона оказалась как бы бесполезной для будущего года, так как поставщик моторов Honda объявила об уходе из Ф1. Так как никакой адекватной замены на примете не было (Renault и так поставляет моторы двум командам, в том числе, главному конкуренту. Ford объективно уступает и Renault, и Honda, остальные просто слабы), McLaren остался без двигателя. Рон Деннис попытался было переманить Renault, но время было давно упущено, это надо было делать еще в начале года. Теперь же французы заявили, что просто не способны снабжать своими двигателями сразу три команды. Тогда Деннис попробовал купить вторую команду Renault – Ligier. Но несмотря на то, что Ги Лижье находился в катастрофической финансовой ситуации, он наотрез отказался продавать команду, ибо это стало бы гибелью для его дела.
Слухи о возможном уходе Honda ходили уже не один год, однако поводом для разрыва послужило именно неудачное выступление McLaren после многолетней серии побед, так как Honda уже давно завоевала репутацию лучшего мотора, и дальнейшие победы уже ничего не могли добавить к такому имиджу, поражения же воспринимались, как сенсация, и могли обратить в прах всю работу и капиталовложения многих лет.
Нельзя сказать, что Рон Деннис не сознавал этого. Еще в прошлом году понимая, что японцам нужна какая-то новая мотивация, он пригласил на тесты в Эшторил чемпиона Индикар американца Майкла Андретти, сына легендарного по обе стороны Атлантики Марио. Тогда это были просто плановые смотрины возможных пилотов для замены.
Но летом небывалую активность в переманивании лучших пилотов проявила Ferrari. По слухам, итальянцы предложили Сенне около тридцати миллионов долларов в год (это еще один аргумент не в пользу Шумахера с его 24-мя миллионами долларов в год в 1996 году в споре, кто круче), но, предполагая, что бразилец вряд ли захочет перейти в команду, оказавшуюся в гораздо более худшем положении, чем даже собственная, пригласили и Герхарда Бергера. Любому из них предлагалось место первого пилота, и Бергер, понимавший, что пребывание в McLaren постепенно отравляет его кровь комплексом второго пилота, согласился.
Тогда же Деннис понял, что единственная возможность удержать Honda – это пригласить популярного в Америке Майкла Андретти, так как японцы очень щепетильны в отношении приоритетного для них рынка автомобилей в США. Это могло бы стать новой мотивацией для Honda... если бы Рон занялся этим раньше. Конечно, он опоздал: буквально сразу же после подписания контракта, на Гран-при Италии Honda обнародовала свое решение, которое, скорее всего, было принято еще в начале года – слишком жестокую оплеуху получили японцы от коллег из Renault.
Тогда же в состоянии шока остался и Сенна: «Если у тебя есть возможность работать над машиной и двигателем, чтобы сделать их конкурентоспособными, то можно что-то отстаивать. Когда ты чувствуешь, что такой возможности нет, все становился бессмысленным.»
Сенна предпринимал отчаянные попытки получить место в Williams, но и он тоже опоздал. Еще в конце 1991 года у него была реальная возможность перейти к Фрэнку, но Honda тогда еще оставалась с McLaren, а McLaren оставался чемпионской командой. Зато без работы оказался Алан Прост, и французы из Renault не упустили возможности прибрать его к рукам. Место уже было занято, хотя об этом еще только можно было догадываться.
Однако Сенна уже обо всем знал, но еще лелеял надежду на место второго пилота, место Найджела Мэнселла. Перед гонкой в Венгрии Айртон в частной беседе с комментатором ВВС Джеймсом Хантом поведал тому, что готов, выступая за Williams, получать на 23 миллиона долларов (его «зарплата» в McLaren и требуемая Мэнселлом сумма гонорара за Чемпионский титул) меньше, чем хочет Мэнселл, то есть бесплатно. Заявление было озвучено во время гонки, а затем и на пресс-конференции самим Сенной. Но бразилец достиг только половины своего плана: в итоге Мэнселл остался без работы, но Williams все равно отказал Сенне. Дело в том, что по мнению многих, да и по косвенным намекам самого Проста, француз заранее оговорил в своем контракте невозможность выступления Сенны в одной команде с ним.
Контракт с Простом был оглашен на Гран-при Португалии, и до конца чемпионата оставались еще две гонки, одна из которых. Гран-при Японии, должна была стать прощальной для Honda. Японцы вознамерились на прощание хлопнуть дверью и подготовили новый двигатель, который, по слухам, достигал мощности в 900 л.с. Правда, преимущество в чистой мощности над Renault еще ничего не значило: французский мотор имел традиционное превосходство в эластичности, массе и расходе топлива, не говоря уже о надежности. Всю пятницу пилотов McLaren преследовали мелкие поломки, а лучшее, что показал Сенна – это стандартное 3-е время.
Всю субботу лил дождь, и команда вынуждена была сидеть в боксах, а в воскресенье новый мотор на машине Сенны отказал уже через два круга. Бергер же опять ничего не смог противопоставить Williams-Renault и довольствовался лишь вторым местом при том, что Мэнселл и Шумахер тоже сошли. Вся Япония оплакивала поражение Айртона Сенны, ставшего для страны Восходящего солнца родным, но это уже ничего не значило.
Как ни странно, McLaren, потерпевший жестокое разочарование всем сезоном, не сдался и продолжал сражаться до последней гонки. В Австралии на узких улочках Аделаиды Сенна опять намеревался провести всю гонку без смены покрышек, он шел за Мэнселлом крыло в крыло, но, к сожалению, уже не имел времени тормозить и врезался в заднюю часть Williams, когда Найджел затормозил раньше обычного. После гонки Сенна обвинил Мэнселла в преднамеренном раннем торможении: «Найджел и я прошли кругового, сдерживавшего нас, и в этот момент он затормозил. Он знал, что я нахожусь в его воздушном мешке и не успею затормозить. А ведь трасса перед ним была чиста и повода для торможения у него не было». Мэнселл ответил: «Я бы ни за что не позволил бы Сенне обойти себя. Неужели этот ненормальный не понимал это». Сам тон ответа Мэнселла дал ответ на вопрос «Кто виноват?» В итоге во второй раз в сезоне сходом Сенны удалось воспользоваться Бергеру. Герхард вышел в лидеры, когда отказал компьютер на догоняемом им Williams Патрезе. Но расход топлива оказался чрезмерным, Бергеру пришлось резко сбросить темп, чем попытался воспользоваться Шумахер. Михаэлю не хватило 0,741 с, чтобы отобрать победу у австрийца.
Вот так, отдав все силы до последней капли бензина, McLaren удалось все же одержать 5 побед и занять 2 место в Кубке Конструкторов, продемонстрировав незаурядный прогресс по ходу сезона, к сожалению, оказавшийся бессмысленным.
Оставшись без Honda и не сумев заполучить Renault, Рон Деннис был вынужден заключит контракт с единственно возможным для топ-команды вариантом поставщика двигателей – Ford. Надежды на получение свежих версий мотора от Ford подкреплялись и контрактом с американцем Майклом Андретти, который стал чемпионом Индикар на машине Lola-Ford. «Я хочу выступать в Формуле-1 только за McLaren, который всегда будет лучшей командой мира», – взволнованно говорил Андретти на презентации.
Однако главная надежда Денниса – Айртон Сенна – взглядов Майкла, похоже, не разделял. После того, как стало ясно, что место в чемпионской команде прошлого года, Williams, занято, между Сенной и Аланом Простом разразилась очередная газетная война. Некоторые считают, что эта перепалка была специально инициирована Простом для того, чтобы внушить Фрэнку Уильямсу мысль о принципиальной невозможности их сосуществования в рамках одной команды. Слово за слово, и бразилец дошел до обвинений Проста и руководителей Renault в неспортивности, делении людей по национальному признаку и желании вручить титул Алану без борьбы. Тезис Сенны о «халявности» четвертой чемпионской короны Проста был быстро подхвачен общественным мнением и очень дорого обошелся французу в предстоящем сезоне. Во всяком случае, сам Прост в числе главных причин его ухода из Формулы-1 называл именно неприятие всех его слов и поступков средствами массовой информации.
В конце концов, разыграв «несправедливо обиженного хорошего парня»,Сенна сам устал от войны и спрятался в Португалии в своем имении, никоим образом не общаясь с журналистами, не участвуя в тестах и заявляя о желании взять годичный перерыв по примеру Проста в 1992 году. Пока же пресса терзала оставшегося в строю француза, Айртон в январе отправился в Финикс, США к своему другу и соотечественнику Эмерсону Фиттипальди. Эмерсон являлся совладельцем команды Индикар Marlboro-Penske, и Сенна получил возможность попробовать себя на овальном треке Финикса за рулем Penske-PC22-Chevrolet. Проехав всего 25 кругов, Айртон лишь на 0.4 с отстал от лучшего времени Фиттипальди, однако контракт подписывать не стал.
Рон Деннис же, видя, как быстро надвигается весна, и имея одно незаполненное место в итоге перекупил у Lotus молодого финского пилота Мику Хаккинена, ставшего открытием прошлого года. С этого момента, кстати, и началась длинная сага об отношениях Деннис-Хаккинен. Но все же шеф McLaren главную ставку сделал на Сенну и до самого последнего момента тянул с подачей официальной заявки, неустанно обхаживая бразильца. И игра стоила свеч. На последней неделе перед стартом чемпионата Сенна все же соизволил приехать в Сильверстоун, и оказалось, что новый McLaren-MP4/8-Ford не так уж плох. Обладая полным электронным пакетом всех возможных новинок последнего года эры компьютерного управления Ф-1, машина оказалась на редкость хорошо сбалансированной и легкой в управлении. Плюс к тому McLaren сумел даже вырваться в технологические лидеры, раньше остальных начав работу над электронным акселератором. Единственным и главным слабым местом машины был мотор Ford, проигрывавший, по словам Сенны, как минимум 80 л.с. Renault, установленному на Williams. Но это не помешало Сенне установить лучшее время межсезонных тестов. На автодроме присутствовал и Алан Прост, поэтому Сенна не устоял перед соблазном еще раз испортить жизнь своему другу-врагу и подписал контракт с McLaren. Правда, пока только на одну гонку.
Мика Хаккинен оказался самым дорогим в мире тест-пилотом.






Сергей Сумин, Pro-Формула, 2000, #02.
__________________
Литература по автоспорту!
Когда 15-летний парень выходил на гоночную трассу и «рвал на тряпочки» куда более старших и опытных соперников, было видно–это чистый талант.

!!++++++++++++++++ ///???xxxx.
gp2 вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Этот пользователь сказал Спасибо gp2 за это полезное сообщение:
kup (01.05.2009)