Показать сообщение отдельно
Старый 21.02.2008, 03:28   #2
Александр Кречетов
-
 
Аватар для Александр Кречетов
 
Регистрация: 20.03.2007
Адрес: Москва
Возраст: 38
Сообщений: 7,451
Вы сказали Спасибо: 433
Поблагодарили 3,400 раз(а) в 1,742 сообщениях
Вес репутации: 1514310
Александр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспоримаАлександр Кречетов репутация неоспорима
По умолчанию Re: "Гонка Звезд "За рулем" - 2008"

По быстрому льду

Полным ходом идет подготовка «Гонки звезд «За рулем»-2008». Между тем на носу юбилей: первая гонка прошла в 1978-м! Ход событий 30-летней давности восстановил Сергей Канунников. Фото: Владимир Князев, Игорь Бахтин.

Иногда кажется, что несущиеся по ледовому кольцу «москвичи» и «жигули» завораживали скоростью и ревом форсированных моторов только что, ну... почти вчера. А ведь многих сегодняшних поклонников гонок, да и чемпионов, еще на свете-то не было!

Противостояние АЗЛК и ВАЗа порой принимало весьма жесткие формы.

Им, верно, трудно представить, на каком подъеме находился отечественный автоспорт в 1970-х, при том, что телевидение его не жаловало (кстати, более-менее подробно освещали лишь «Гонку звезд»), а иномарок в стране почти не было… Зато с начала 1970-х наши спортсмены очень неплохо выступали в Кубке дружбы (чемпионат социалистических стран, проводимый в нескольких автомобильных и мотоциклетных дисциплинах), да и в ралли, престижных даже в большом мире, – «Лондон – Мехико», «Тур Европы», «Акрополис» – выглядели неплохо. В 1970-х обочины раллийных трасс и трибуны ипподромов не пустовали, а тысячи мальчишек бредили гонками.

Самые мощные, подготовленные на заводах моторы спортивных «москвичей» и «жигулей» развивали до 145 л.с.

Вот на этой волне руководство «За рулем», а точнее, зам. главного редактора Марк Григорьевич Тилевич и задумал зимнюю гонку (по сути, национальный вид спорта), которая собрала бы самых известных пилотов страны из разных (!) дисциплин, позволила определить лучших в очном абсолютном зачете. Зимний ипподром – компактно, зрелищно. В те годы практически все раллисты и кольцевики чрезвычайно охотно выезжали на такие соревнования.

Молодым трудно представить, сколь странные шаги порой приходилось предпринимать «зарулевцам», чтобы пробить соревнование. Командирам ДОСААФ – почти сплошь генералам, без благоволения которых соревнования такого масштаба не организовать, – оказывали услуги, пристраивая машины их детей на станции обслуживания. Достать шины для призов тоже не просто. Даже масштабные модели советских автомобилей для подарков призерам покупали в «Детском мире» (да, да, такие призы!) по знакомству. Но все это не зря!

Гонщики (уже маститые – победители и призеры чемпионатов СССР, а также молодые, но перспективные) восприняли персональные приглашения от «За рулем» с гордостью.

По свидетельству участников «Гонки звезд», выступление в ней считалось не менее, а для кого-то и более почетным, нежели в чемпионатах страны. Руководители автозаводов и организаций, где были сильные гонщики, тоже восприняли мероприятие благосклонно.

Трибуны столичного ипподрома, как всегда, переполнены. До старта – секунды. Состав подбирался такой, что не менее половины участников могли претендовать на победу.

И вот зимой 1978-го на московском ипподроме собрался весь цвет советского автоспорта. Старт приурочили к 80-летию первой в России «гонки моторов» и... 60-летию соревнований Всевобуча. Что это за соревнования, полагаю, и тогда для большинства было загадкой. Но так уж принято: привязаться к какой-нибудь «славной дате».

До старта перед трибунами в открытых машинах проехали ветераны автоспорта, участники марафонов «Лондон–Сидней» и «Лондон–Мехико». Кстати, необычное открытие гонки позднее стало традицией. Зрители, не побоявшиеся морозов, видели, например, парады конников или автомобилей из музея АЗЛК, гонки на снегоходах... А что касается ветеранов – не все к тому времени повесили шлем на гвоздь. На старт вышел гонщик АЗЛК Иван Астафьев, которому исполнилось уже... 53. И статистом он быть не собирался!

Битва на простеньких по современным меркам «москвичах» и «жигулях» развернулась совсем не шуточная. В 1978-м победителя гонки Анатолия Козырчикова от Владимира Гольцова, занявшего второе место, отделяли всего два очка, а от ставшего третьим Николая Больших – пять. Все трое выступали на «москвичах», Гольцов – на ижевском. Там к гонкам относились особенно серьезно: поддерживали спортсменов, тщательно работали над машинами. Любители автоспорта наверняка помнят «ИЖ-Ралли» – мелкосерийный спортивный автомобиль на основе 412-го. Вообще-то спортивные, даже «чисто» ипподромные машины (а здесь даже раллисты, как правило, стартовали на специально подготовленных для таких гонок автомобилях) тогда были гораздо ближе к серийным, чем нынешние. Тем не менее помимо каркаса безопасности и облегченного кузова ставили двигатели мощностью до 130 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы, коробки передач с измененными передаточными числами. Разумеется, все это в рамках действовавших тогда технических требований. Как могли, подбирали шины, ведь по снежному ипподрому ездили в те годы без шипов!

Конечно, у каждой команды, у каждого спортсмена водились маленькие секреты. В том числе, видимо, и они помогли в 1979-м ижевским гонщикам Владимиру Гольцову и Александру Грайфу занять первые два места. А каково пришлось Анатолию Козырчикову! Мотор его «Москвича-2140» отказал за 150 м до финиша – пришлось довольствоваться третьим местом.

В 1980-м гонку впервые выиграл спортсмен ВАЗа: Валерий Сажин выступал на «Жигулях» с кузовом от модели 21011 и форсированным мотором 1,6 л. Именно на таких чаще всего ездили спортсмены – богатая отделка им, разумеется, ни к чему. Третьим тоже был тольяттинец Васильев, а на второе место, отстав от Сажина всего на одно (!) очко, вышел Гольцов.

На прямых перед виражами «москвичи» и «жигули» развивали нешуточные 130–135 км/ч.

А еще в 1980-м трибуны вновь рукоплескали Ивану Астафьеву, которому исполнилось уже 55! Выступил он, правда, неудачно, но уважения к ветерану это не убавило. Тем более что в ту же зиму участник ралли-марафона «Лондон – Мехико» стал... бронзовым призером чемпионата страны! Кстати, и на следующий год Астафьев был на звездной гонке не последним.

1981-й принес триумф Ижевскому заводу: первый – Александр Грайф на 412-м, второй – Константин Антропов на ИЖ-2125 «Комби». Третьим стал Павел Михейкин с АЗЛК, стартовавший на «Москвиче-2140». Кстати, еще одна особенность «Гонки звезд» тех лет: редакция приглашала не только признанных мастеров с титулами, но и молодых, перспективных.

В 1981-м только Константин Антропов (№ 10) выступал на ИЖ-2125 «Комби». Ижевский гонщик замешкался на старте одного из заездов, но в итоге стал вторым.

В 1982-м гонку провели на очень коротком ипподроме в Измайлове. Впервые автомобили вышли на старт на шипованных шинах. Здесь победил испытатель ЗИЛа Николай Больших. Раллийный экипаж близнецов Николая и Игоря, входивших в сборную СССР, в те годы любители спорта очень хорошо знали. Николай был уже и чемпионом страны по трековым гонкам. Некоторое время братья выступали за АЗЛК, затем пересели на «Жигули». На ВАЗ-21011 с мотором 1,6 л Николай и победил в Измайлове. Вторично он выиграл в 1984-м, когда из-за теплой погоды пришлось перенести соревнования в Гусь-Хрустальный. Превратить замерзшее озеро в приемлемую ледовую трассу стоило огромных усилий. Зато гонка, как всегда, прошла очень интересно. Николай Больших стал первым в истории «Гонки звезд» двукратным победителем, к тому же набрал 30 очков из 30 возможных! Но соревнование отнюдь не обернулось игрой в одни ворота. Жители тихого городка проявили к гонке такой интерес, словно на озере приземлилась космическая ракета. А мастерам из Гусь-Хрустального мы обязаны переходящим призом – хрустальной шиной…

Езда по льду на заднеприводных автомобилях – занятие, да и зрелище, не менее увлекательное, чем современные гонки.

В 1986 году «Гонку звезд», проходившую в Раменском, выиграл Виктор Козанков. Пока на «Жигулях», но эра переднего привода уже началась.

Потом появились переднеприводные машины, затем в бой вступили иномарки. С тех пор как в 1978-м на московском ипподроме впервые выстроились «жигули» и «москвичи», чтобы побороться за призы «За рулем», изъезжено много шин с шипами и без. Нынче «Гонка звезд», в 2006-м вновь ставшая «зарулевской», собирает полные трибуны и именитых спортсменов. Они в силу возраста не могли видеть те, первые старты. Жаль – кое-что они все-таки потеряли...

За рулем №11 2007
___________________

Посещение "Гонки Звезд",проходившей в Раменском Максом Мосли в 1994 году:



1978 - 2007
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ «ГОНКИ ЗВЕЗД» НА ПРИЗЫ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»


1978 год: Москва, Центральный ипподром

1. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-412») - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 26
3. Н. Больших (Москва, «Москвич-2140») - 23

Анатолий Козырчиков родом из Ижевска, гоночную карьеру начинал в мотоспорте, был чемпионом СССР по мотокроссу. Позже перешел в автоспорт, выступал за АЗЛК и ВАЗ. Марка «Москвич» тогда была лидером – в Тольятти еще не родился ВАЗ-2101 с мотором 1600 куб. см. Неудивительно, что призерами гонки стали спортсмены, выступавшие на «москвичах» - московского и ижевского производства.

1979 год: Москва, Центральный ипподром

1. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж) - 27
3. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-2140») - 22

Команда Ижевского автозавода переживала расцвет: в ее распоряжении была отменная техническая база и плеяда выдающихся гонщиков. Владимир Гольцов – звезда первой величины. К 1979 году он был рекордсменом по количеству чемпионских званий в трековых гонках. Плюс два титула, завоеванные в чемпионатах страны по ралли.

1980 год: Москва, Центральный ипподром

1. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 27
3. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) – 23

ВАЗ создал достойное оружие для трековых гонок и снабдил им своих лучших пилотов. Валерий Сажин был одним из них, но его блистательный путь в автоспорте оказался коротким: вскоре он попал в автокатастрофу, в которой получил серьезные травмы, и перешел на тренерскую работу.

1981 год: Москва, Центральный ипподром

1. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. К. Антропов (Ижевск, Иж-2125) - 24
3. П. Михейкин (Москва, «Москвич-2140») - 21

Ижевчане нанесли ответный удар. К сожалению, это был их последний триумф в «Гонке звезд»: ижевская гоночная школа, гремевшая на весь Союз, постепенно увядала и вскоре отдала пальму первенства Тольятти. Александр Грайф, прежде чем заняться автоспортом, был одним из сильнейших мотокроссменов страны.

1982 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»

1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) – 25
2. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 24

Впервые гонка покинула Центральный ипподром, ее провели на довольно коротком овале в Измайлово и – впервые на шинах с шипами. Продукция ВАЗа отныне и на многие годы стала главным оплотом автоспорта, а «москвичи» ушли на второй план – навсегда, и рождение модели 2141 уже не помогло вернуть славу марки на прежний уровень. Николай Больших к тому времени был чемпионом СССР по ралли и трековым гонкам, и его успех в «Гонке звезд» закономерен.

1983 год: Москва, Центральный ипподром

1. Н. Бахмуров (Тольятти, ВАЗ-21011) - 27
2. В. Глушков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 23

Ижевск окончательно сдал позиции, и в истории «Гонка звезд» началась эпоха принципиальной борьбы между московскими и тольяттинскими пилотами. Николай Бахмуров – простой паренек из костромской глубинки, один из первых строителей ВАЗа, начал гоночную карьеру с «фигурки» и дошел до мастера спорта международного класса, победителя кольцевого Кубка Дружбы 1981 года и – единожды – трековой «Гонки звезд».

1984 год: Гусь-Хрустальный

1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) - 30
2. К. Жигунов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. А. Котляр (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25

В Москве не нашлось арены для ледового трека, и «Гонка звезд» прошла по льду озера в городе Гусь-Хрустальный. Вновь применялись шины с шипами. Николай Больших еще раз стал лучшим и при этом первым, кто выиграл гонку журнала «За рулем» дважды и набрал максимальную сумму очков – 30 из 30 возможных.

1985 год: гонка не проводилась

1986 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
2. В. Кузнецов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Штыков (Москва, «Москвич-2140») - 21

Гонку впервые принял ипподром в подмосковном городе Раменское, чьи профилированные виражи привели участников в восторг. Рекорд тогда установил Владислав Штыков, проехав лучший круг со средней скоростью 109,9 км/ч. А Валентин Кузнецов едва не стал победителем, начав борьбу в качестве запасного участника. Но Виктор Козанков, чемпион страны по кольцевым гонкам, в дополнительном заезде за первое место был быстрее.

1987 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 28
2. Р. Рюйтель (Таллинн, ВАЗ-21011) - 22
3. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 21

Начало эры переднеприводных автомобилей ВАЗа. Борис Маслов, тогда не очень известный гонщик, вывел на трассу одну из первых в спорте «восьмерок» и не оставил шансов никому из тех, кто выступал на «классике».

1988 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 30
2. С. Белозеров (Тольятти, ВАЗ-2108) - 27
3. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-2108) - 25

На этот раз «восьмерками» обзавелись более половины стартовавших в гонке пилотов. Но москвичи пока не научились готовить эти машины так же хорошо, как тольяттинцы. И проиграли по всем статьям.

1989 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»

1. М. Хиетинен (Финляндия, «Фольксваген») - 29
2. П. Нурминен (Финляндия, «Сааб») - 28
3. А. Потапов (Москва, «Москвич-2141») - 27

Первое международное соревнование по трековым гонкам, первые иномарки на российском льду. Наши спортсмены не смогли составить конкуренции финнам из-за серьезного проигрыша в мощности моторов – технику гостей допустили к старту в порядке исключения. Сенсацию сотворил фирменный пилот АЗЛК Александр Потапов – его «Москвич» легко опережал «восьмерки» и даже иномарки проигрывал не всегда. Гонка на призы журнала «За рулем» прошла под названием «Звезды автоспорта».

1990 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-21083) - 27
2. В. Малюшитский (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
3. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 24

Гонка прошла в условиях небывалой оттепели, когда в окрестностях Москвы практически не осталось снега. Дорожка ипподрома была покрыта слоем жидкой грязи, что сильно затрудняло задачу, стоящую перед пилотами. Лучше всех к необычной трассе приспособился призер кольцевых чемпионатов страны Юрий Боровиков, начинавший свой путь в автоспорте простым механиком.

1991 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083) - 30
2. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 28
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24

Вторая попытка журнала провести международную гонку - она прошла под названием «Русский трек». Снова пригласили финнов, но на этот раз выделили им такие же «восьмерки», как и у наших пилотов. В состязании одинаковых машин, по настоянию гостей обутых в шины с шипами, впервые отличился Сергей Успенский, входивший в состав сборной команды СССР по ралли, но не успевший обрасти многочисленными титулами.

1992 год: Раменское, Республиканский ипподром

1. Н. Мезенцев (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
2. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21083) - 23
3. А. Белов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 21

Пожалуй, самый неожиданный победитель «Гонки звезд» за всю ее историю. Тольяттинец в те годы стартовал от случая к случаю и долгое время играл в заводской команде вторые роли, хотя на его счету был титул чемпиона по кольцевым гонкам. Но трековые гонки недаром всегда считались лучшим мерилом гоночного мастерства, а Николай Мезенцев впоследствии стал одной из самых ярких звезд российского автоспорта.

1993 год:

1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)
2. Р. Мухаметзянов (Тольятти, ВАЗ-21083)
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083)

Сергей Успенский повторил свой успех – теперь уже в гонке на шинах без шипов. Накал соперничества между Москвой и Тольятти начал ослабевать – проблемы ВАЗа, переживавшего экономические реформы, отразились и на состоянии заводской команды. Впервые призы «Гонки звезд» были разыграны в трех дополнительных суперфиналах – после того, как все пилоты откатали традиционную «таблицу для 16».

1994 год: Ижевск - Раменское

1. В. Штыков (Москва, «Опель-Корса»)
2. С. Балдыков (Ижевск, «Опель-Корса»)
3. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)

Впервые «Гонку звезд» провели в формате двухэтапного соревнования: первый этап прошел на городском ипподроме в столице Удмуртии, второй – в Раменском. Обе гонки уверенно выиграл многократный чемпион СССР по ралли Владислав Штыков, выступавший на «Опеле». Начался массовый приход иномарок в российский автоспорт, приведший в итоге к появлению новых классов машин и размежеванию техники по «национальному признаку».

2006 год: Раменское

1. А. Дудукало (Москва, «Хонда-Сивик»)
2. В. Черевань (Москва, «Хонда-Сивик»)
3. А. Сотников (Москва, «Ситроен-Саксо»)

Возрождение легендарной гонки журнала “За рулем”. 6 гонщиков показавших лучшие результаты стартовали в суперфинале соревнования на автомобилях “Лада-Калина” специально подготовленных волжским заводом для этого состязания.

2007 год: Раменское

1. Т. Садрединов (Москва, «Фольксваген-Поло»)
2. А. Дудукало (Москва, «Фольксваген-Поло»)
3. К. Ладыгин (Екатеринбург, «Ситроен-Саксо»)

В соревновании принял участие трехкратный чемпион мира по ралли Себастьен Лоэб.

Последний раз редактировалось Александр Кречетов; 21.02.2008 в 17:53.
Александр Кречетов вне форума   Ответить с цитированием Вверх