По быстрому льду
Полным ходом идет подготовка «Гонки звезд «За рулем»-2008». Между тем на носу юбилей: первая гонка прошла в 1978-м! Ход событий 30-летней давности восстановил Сергей Канунников. Фото: Владимир Князев, Игорь Бахтин.
Иногда кажется, что несущиеся по ледовому кольцу «москвичи» и «жигули» завораживали скоростью и ревом форсированных моторов только что, ну... почти вчера. А ведь многих сегодняшних поклонников гонок, да и чемпионов, еще на свете-то не было!
Противостояние АЗЛК и ВАЗа порой принимало весьма жесткие формы.
Им, верно, трудно представить, на каком подъеме находился отечественный автоспорт в 1970-х, при том, что телевидение его не жаловало (кстати, более-менее подробно освещали лишь «Гонку звезд»), а иномарок в стране почти не было… Зато с начала 1970-х наши спортсмены очень неплохо выступали в Кубке дружбы (чемпионат социалистических стран, проводимый в нескольких автомобильных и мотоциклетных дисциплинах), да и в ралли, престижных даже в большом мире, – «Лондон – Мехико», «Тур Европы», «Акрополис» – выглядели неплохо. В 1970-х обочины раллийных трасс и трибуны ипподромов не пустовали, а тысячи мальчишек бредили гонками.
Самые мощные, подготовленные на заводах моторы спортивных «москвичей» и «жигулей» развивали до 145 л.с.
Вот на этой волне руководство «За рулем», а точнее, зам. главного редактора Марк Григорьевич Тилевич и задумал зимнюю гонку (по сути, национальный вид спорта), которая собрала бы самых известных пилотов страны из разных (!) дисциплин, позволила определить лучших в очном абсолютном зачете. Зимний ипподром – компактно, зрелищно. В те годы практически все раллисты и кольцевики чрезвычайно охотно выезжали на такие соревнования.
Молодым трудно представить, сколь странные шаги порой приходилось предпринимать «зарулевцам», чтобы пробить соревнование. Командирам ДОСААФ – почти сплошь генералам, без благоволения которых соревнования такого масштаба не организовать, – оказывали услуги, пристраивая машины их детей на станции обслуживания. Достать шины для призов тоже не просто. Даже масштабные модели советских автомобилей для подарков призерам покупали в «Детском мире» (да, да, такие призы!) по знакомству. Но все это не зря!
Гонщики (уже маститые – победители и призеры чемпионатов СССР, а также молодые, но перспективные) восприняли персональные приглашения от «За рулем» с гордостью.
По свидетельству участников «Гонки звезд», выступление в ней считалось не менее, а для кого-то и более почетным, нежели в чемпионатах страны. Руководители автозаводов и организаций, где были сильные гонщики, тоже восприняли мероприятие благосклонно.
Трибуны столичного ипподрома, как всегда, переполнены. До старта – секунды. Состав подбирался такой, что не менее половины участников могли претендовать на победу.
И вот зимой 1978-го на московском ипподроме собрался весь цвет советского автоспорта. Старт приурочили к 80-летию первой в России «гонки моторов» и... 60-летию соревнований Всевобуча. Что это за соревнования, полагаю, и тогда для большинства было загадкой. Но так уж принято: привязаться к какой-нибудь «славной дате».
До старта перед трибунами в открытых машинах проехали ветераны автоспорта, участники марафонов «Лондон–Сидней» и «Лондон–Мехико». Кстати, необычное открытие гонки позднее стало традицией. Зрители, не побоявшиеся морозов, видели, например, парады конников или автомобилей из музея АЗЛК, гонки на снегоходах... А что касается ветеранов – не все к тому времени повесили шлем на гвоздь. На старт вышел гонщик АЗЛК Иван Астафьев, которому исполнилось уже... 53. И статистом он быть не собирался!
Битва на простеньких по современным меркам «москвичах» и «жигулях» развернулась совсем не шуточная. В 1978-м победителя гонки Анатолия Козырчикова от Владимира Гольцова, занявшего второе место, отделяли всего два очка, а от ставшего третьим Николая Больших – пять. Все трое выступали на «москвичах», Гольцов – на ижевском. Там к гонкам относились особенно серьезно: поддерживали спортсменов, тщательно работали над машинами. Любители автоспорта наверняка помнят «ИЖ-Ралли» – мелкосерийный спортивный автомобиль на основе 412-го. Вообще-то спортивные, даже «чисто» ипподромные машины (а здесь даже раллисты, как правило, стартовали на специально подготовленных для таких гонок автомобилях) тогда были гораздо ближе к серийным, чем нынешние. Тем не менее помимо каркаса безопасности и облегченного кузова ставили двигатели мощностью до 130 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы, коробки передач с измененными передаточными числами. Разумеется, все это в рамках действовавших тогда технических требований. Как могли, подбирали шины, ведь по снежному ипподрому ездили в те годы без шипов!
Конечно, у каждой команды, у каждого спортсмена водились маленькие секреты. В том числе, видимо, и они помогли в 1979-м ижевским гонщикам Владимиру Гольцову и Александру Грайфу занять первые два места. А каково пришлось Анатолию Козырчикову! Мотор его «Москвича-2140» отказал за 150 м до финиша – пришлось довольствоваться третьим местом.
В 1980-м гонку впервые выиграл спортсмен ВАЗа: Валерий Сажин выступал на «Жигулях» с кузовом от модели 21011 и форсированным мотором 1,6 л. Именно на таких чаще всего ездили спортсмены – богатая отделка им, разумеется, ни к чему. Третьим тоже был тольяттинец Васильев, а на второе место, отстав от Сажина всего на одно (!) очко, вышел Гольцов.
На прямых перед виражами «москвичи» и «жигули» развивали нешуточные 130–135 км/ч.
А еще в 1980-м трибуны вновь рукоплескали Ивану Астафьеву, которому исполнилось уже 55! Выступил он, правда, неудачно, но уважения к ветерану это не убавило. Тем более что в ту же зиму участник ралли-марафона «Лондон – Мехико» стал... бронзовым призером чемпионата страны! Кстати, и на следующий год Астафьев был на звездной гонке не последним.
1981-й принес триумф Ижевскому заводу: первый – Александр Грайф на 412-м, второй – Константин Антропов на ИЖ-2125 «Комби». Третьим стал Павел Михейкин с АЗЛК, стартовавший на «Москвиче-2140». Кстати, еще одна особенность «Гонки звезд» тех лет: редакция приглашала не только признанных мастеров с титулами, но и молодых, перспективных.
В 1981-м только Константин Антропов (№ 10) выступал на ИЖ-2125 «Комби». Ижевский гонщик замешкался на старте одного из заездов, но в итоге стал вторым.
В 1982-м гонку провели на очень коротком ипподроме в Измайлове. Впервые автомобили вышли на старт на шипованных шинах. Здесь победил испытатель ЗИЛа Николай Больших. Раллийный экипаж близнецов Николая и Игоря, входивших в сборную СССР, в те годы любители спорта очень хорошо знали. Николай был уже и чемпионом страны по трековым гонкам. Некоторое время братья выступали за АЗЛК, затем пересели на «Жигули». На ВАЗ-21011 с мотором 1,6 л Николай и победил в Измайлове. Вторично он выиграл в 1984-м, когда из-за теплой погоды пришлось перенести соревнования в Гусь-Хрустальный. Превратить замерзшее озеро в приемлемую ледовую трассу стоило огромных усилий. Зато гонка, как всегда, прошла очень интересно. Николай Больших стал первым в истории «Гонки звезд» двукратным победителем, к тому же набрал 30 очков из 30 возможных! Но соревнование отнюдь не обернулось игрой в одни ворота. Жители тихого городка проявили к гонке такой интерес, словно на озере приземлилась космическая ракета. А мастерам из Гусь-Хрустального мы обязаны переходящим призом – хрустальной шиной…
Езда по льду на заднеприводных автомобилях – занятие, да и зрелище, не менее увлекательное, чем современные гонки.
В 1986 году «Гонку звезд», проходившую в Раменском, выиграл Виктор Козанков. Пока на «Жигулях», но эра переднего привода уже началась.
Потом появились переднеприводные машины, затем в бой вступили иномарки. С тех пор как в 1978-м на московском ипподроме впервые выстроились «жигули» и «москвичи», чтобы побороться за призы «За рулем», изъезжено много шин с шипами и без. Нынче «Гонка звезд», в 2006-м вновь ставшая «зарулевской», собирает полные трибуны и именитых спортсменов. Они в силу возраста не могли видеть те, первые старты. Жаль – кое-что они все-таки потеряли...
За рулем №11 2007
___________________
Посещение "Гонки Звезд",проходившей в Раменском Максом Мосли в 1994 году:
1978 - 2007
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ «ГОНКИ ЗВЕЗД» НА ПРИЗЫ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»
1978 год: Москва, Центральный ипподром
1. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-412») - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 26
3. Н. Больших (Москва, «Москвич-2140») - 23
Анатолий Козырчиков родом из Ижевска, гоночную карьеру начинал в мотоспорте, был чемпионом СССР по мотокроссу. Позже перешел в автоспорт, выступал за АЗЛК и ВАЗ. Марка «Москвич» тогда была лидером – в Тольятти еще не родился ВАЗ-2101 с мотором 1600 куб. см. Неудивительно, что призерами гонки стали спортсмены, выступавшие на «москвичах» - московского и ижевского производства.
1979 год: Москва, Центральный ипподром
1. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж) - 27
3. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-2140») - 22
Команда Ижевского автозавода переживала расцвет: в ее распоряжении была отменная техническая база и плеяда выдающихся гонщиков. Владимир Гольцов – звезда первой величины. К 1979 году он был рекордсменом по количеству чемпионских званий в трековых гонках. Плюс два титула, завоеванные в чемпионатах страны по ралли.
1980 год: Москва, Центральный ипподром
1. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 27
3. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) – 23
ВАЗ создал достойное оружие для трековых гонок и снабдил им своих лучших пилотов. Валерий Сажин был одним из них, но его блистательный путь в автоспорте оказался коротким: вскоре он попал в автокатастрофу, в которой получил серьезные травмы, и перешел на тренерскую работу.
1981 год: Москва, Центральный ипподром
1. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. К. Антропов (Ижевск, Иж-2125) - 24
3. П. Михейкин (Москва, «Москвич-2140») - 21
Ижевчане нанесли ответный удар. К сожалению, это был их последний триумф в «Гонке звезд»: ижевская гоночная школа, гремевшая на весь Союз, постепенно увядала и вскоре отдала пальму первенства Тольятти. Александр Грайф, прежде чем заняться автоспортом, был одним из сильнейших мотокроссменов страны.
1982 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»
1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) – 25
2. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 24
Впервые гонка покинула Центральный ипподром, ее провели на довольно коротком овале в Измайлово и – впервые на шинах с шипами. Продукция ВАЗа отныне и на многие годы стала главным оплотом автоспорта, а «москвичи» ушли на второй план – навсегда, и рождение модели 2141 уже не помогло вернуть славу марки на прежний уровень. Николай Больших к тому времени был чемпионом СССР по ралли и трековым гонкам, и его успех в «Гонке звезд» закономерен.
1983 год: Москва, Центральный ипподром
1. Н. Бахмуров (Тольятти, ВАЗ-21011) - 27
2. В. Глушков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 23
Ижевск окончательно сдал позиции, и в истории «Гонка звезд» началась эпоха принципиальной борьбы между московскими и тольяттинскими пилотами. Николай Бахмуров – простой паренек из костромской глубинки, один из первых строителей ВАЗа, начал гоночную карьеру с «фигурки» и дошел до мастера спорта международного класса, победителя кольцевого Кубка Дружбы 1981 года и – единожды – трековой «Гонки звезд».
1984 год: Гусь-Хрустальный
1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) - 30
2. К. Жигунов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. А. Котляр (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25
В Москве не нашлось арены для ледового трека, и «Гонка звезд» прошла по льду озера в городе Гусь-Хрустальный. Вновь применялись шины с шипами. Николай Больших еще раз стал лучшим и при этом первым, кто выиграл гонку журнала «За рулем» дважды и набрал максимальную сумму очков – 30 из 30 возможных.
1985 год: гонка не проводилась
1986 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
2. В. Кузнецов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Штыков (Москва, «Москвич-2140») - 21
Гонку впервые принял ипподром в подмосковном городе Раменское, чьи профилированные виражи привели участников в восторг. Рекорд тогда установил Владислав Штыков, проехав лучший круг со средней скоростью 109,9 км/ч. А Валентин Кузнецов едва не стал победителем, начав борьбу в качестве запасного участника. Но Виктор Козанков, чемпион страны по кольцевым гонкам, в дополнительном заезде за первое место был быстрее.
1987 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 28
2. Р. Рюйтель (Таллинн, ВАЗ-21011) - 22
3. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 21
Начало эры переднеприводных автомобилей ВАЗа. Борис Маслов, тогда не очень известный гонщик, вывел на трассу одну из первых в спорте «восьмерок» и не оставил шансов никому из тех, кто выступал на «классике».
1988 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 30
2. С. Белозеров (Тольятти, ВАЗ-2108) - 27
3. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-2108) - 25
На этот раз «восьмерками» обзавелись более половины стартовавших в гонке пилотов. Но москвичи пока не научились готовить эти машины так же хорошо, как тольяттинцы. И проиграли по всем статьям.
1989 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»
1. М. Хиетинен (Финляндия, «Фольксваген») - 29
2. П. Нурминен (Финляндия, «Сааб») - 28
3. А. Потапов (Москва, «Москвич-2141») - 27
Первое международное соревнование по трековым гонкам, первые иномарки на российском льду. Наши спортсмены не смогли составить конкуренции финнам из-за серьезного проигрыша в мощности моторов – технику гостей допустили к старту в порядке исключения. Сенсацию сотворил фирменный пилот АЗЛК Александр Потапов – его «Москвич» легко опережал «восьмерки» и даже иномарки проигрывал не всегда. Гонка на призы журнала «За рулем» прошла под названием «Звезды автоспорта».
1990 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-21083) - 27
2. В. Малюшитский (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
3. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 24
Гонка прошла в условиях небывалой оттепели, когда в окрестностях Москвы практически не осталось снега. Дорожка ипподрома была покрыта слоем жидкой грязи, что сильно затрудняло задачу, стоящую перед пилотами. Лучше всех к необычной трассе приспособился призер кольцевых чемпионатов страны Юрий Боровиков, начинавший свой путь в автоспорте простым механиком.
1991 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083) - 30
2. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 28
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
Вторая попытка журнала провести международную гонку - она прошла под названием «Русский трек». Снова пригласили финнов, но на этот раз выделили им такие же «восьмерки», как и у наших пилотов. В состязании одинаковых машин, по настоянию гостей обутых в шины с шипами, впервые отличился Сергей Успенский, входивший в состав сборной команды СССР по ралли, но не успевший обрасти многочисленными титулами.
1992 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Н. Мезенцев (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
2. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21083) - 23
3. А. Белов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 21
Пожалуй, самый неожиданный победитель «Гонки звезд» за всю ее историю. Тольяттинец в те годы стартовал от случая к случаю и долгое время играл в заводской команде вторые роли, хотя на его счету был титул чемпиона по кольцевым гонкам. Но трековые гонки недаром всегда считались лучшим мерилом гоночного мастерства, а Николай Мезенцев впоследствии стал одной из самых ярких звезд российского автоспорта.
1993 год:
1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)
2. Р. Мухаметзянов (Тольятти, ВАЗ-21083)
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083)
Сергей Успенский повторил свой успех – теперь уже в гонке на шинах без шипов. Накал соперничества между Москвой и Тольятти начал ослабевать – проблемы ВАЗа, переживавшего экономические реформы, отразились и на состоянии заводской команды. Впервые призы «Гонки звезд» были разыграны в трех дополнительных суперфиналах – после того, как все пилоты откатали традиционную «таблицу для 16».
1994 год: Ижевск - Раменское
1. В. Штыков (Москва, «Опель-Корса»)
2. С. Балдыков (Ижевск, «Опель-Корса»)
3. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)
Впервые «Гонку звезд» провели в формате двухэтапного соревнования: первый этап прошел на городском ипподроме в столице Удмуртии, второй – в Раменском. Обе гонки уверенно выиграл многократный чемпион СССР по ралли Владислав Штыков, выступавший на «Опеле». Начался массовый приход иномарок в российский автоспорт, приведший в итоге к появлению новых классов машин и размежеванию техники по «национальному признаку».
2006 год: Раменское
1. А. Дудукало (Москва, «Хонда-Сивик»)
2. В. Черевань (Москва, «Хонда-Сивик»)
3. А. Сотников (Москва, «Ситроен-Саксо»)
Возрождение легендарной гонки журнала “За рулем”. 6 гонщиков показавших лучшие результаты стартовали в суперфинале соревнования на автомобилях “Лада-Калина” специально подготовленных волжским заводом для этого состязания.
2007 год: Раменское
1. Т. Садрединов (Москва, «Фольксваген-Поло»)
2. А. Дудукало (Москва, «Фольксваген-Поло»)
3. К. Ладыгин (Екатеринбург, «Ситроен-Саксо»)
В соревновании принял участие трехкратный чемпион мира по ралли Себастьен Лоэб.