27 апреля 1975 г.
29 кругов по 3,791 км = 109,939 км
За неделю до гонки в Монжуик парке для инспекции трассы прибыл делегат GPDA (Ассоциация гонщиков Гран-При) Жан-Пьер Бельтуаз. Француз потребовал от организаторов дополнительных мер безопасности, а именно он настаивал на том, чтобы дирекция гонки распорядилась установить третий защитный рельс поверх двух имеющихся, а также оградить зоны для зрителей специальными высокими сетками. Организаторы выполнили все пожелания профсоюза пилотов, но допустили фатальную ошибку – не проконтролировали работу нанятой строительной бригады, работники которой «догадались» выкручивать болты из двух нижних секций дабы прикрепить ими верхнюю. Прознав об этом GPDA решила бойкотировать ГП – в пятницу ни одна машина не покинула боксов. Только к полудню субботы под давлением хозяев команд пилоты сдались. В итоге, многие молодые пилоты не имея достаточного опыта выступления и тренировок на данной трассе выходя на старт гонки из задних рядов подвергали себя, других пилотов и зрителей серьезному риску....
Стартовавшие с первой линии два представителя Ferrari столкнулись в первом повороте, после чего продолжили гонку, но откатились далеко назад. Вскоре пытаясь оторваться от преследовавшего его М. Андретти в повороте Tecnica разбил свой Hesketh Д. Хант, затем из-за поломки задней подвески и сам Марио отправил в стену свой Parnelli. Лидерство неожиданно досталось Рольфу Штоммелену....до завершения славной карьеры Монжуик-парка осталось 8 кругов...
На 26-м круге гонки на машине немецкого пилота стало разрушаться крепление заднего антикрыла. В самой верхней точке трассы – на перегибе возле стадиона – узел окончательно разрушился, автомобиль моментально потерял прижимную силу, его подбросило и швырнуло влево. На скорости почти в 250 км/ч машина ударилась об отбойник и отлетела обратно на трассу. Преследовавший Штоммелена Карлос Пасе не успел увернуться, и автомобиль немца, налетев на Brabham Карлоса взмыл в воздух по направлению к правому краю трассы. Но защитный рельс не остановил летящую груду металла, напротив, болид зацепив его край, перешел от бреющего полета к хаотичному кувырканию в воздухе в направлении зрительских трибун. При этом зрители были усеяны обломками, а остатки машины Рольфа прежде чем замереть у фонарного столба «покосили» стоявших в непосредственной близости от трассы людей. В итоге 5 человек погибли мгновенно, еще 12 (в том числе и сам Рольф) были отправлены в ближайший госпиталь, из которого вскоре были отпущены. Избежать большего количества жертв помогла та самая заградительная сетка, которая была установлена за два дня до гонки.
Предупреждение - в этой аварии погибло 5 зрителей
Предупреждение - в этой аварии погибло 5 зрителей
И хотя в те годы подобные несчастные случаи были нередкими, а предпринятые меры безопасности показали свою эффективность, пресса, профсоюз пилотов а вместе с ними и ФИА обрушились с резкой критикой на руководство автодрома и Королевский автоклуб Каталонии, что привело в конечном счете к отмене всех запланированных соревнований в 1975 на трассе в Монжуик-парке, а календарь на следующий сезон и вовсе не стали составлять....все было кончено, Монжуик-парку не хватило совсем чуть-чуть времени, чтобы стать гоночной легендой. Ведь в той же Монце гонки проходят до сих пор, несмотря на то, что фатальная авария фон Трипса в 1961 году унесла почти полтора десятка жизней. Таким образом, пятой жертвой аварии Штоммелена стал сам Монжуик-парк.
Большая часть текста была опубликована в последнем номере журнала Формула (июнь 2004г.)