В этом году Россию вновь посетил известный эстонский раллийный гонщик Маркко Мартин, приехавший в нашу страну для того, чтобы принять участие в четвертом ежегодном Rally Masters Show, которое состоялось в Москве, во второй половине апреля. Маркко приезжает на это спортивное мероприятие уже второй раз подряд и не скрывает, что Rally Masters Show ему нравится. Мне удалось поговорить подробно с известным раллийным гонщиком на многие темы. Представляю вам текст данного интервью.
Что Вы думаете о Rally Masters Show прошлого года?
--- В прошлом году я был первый раз и это был для меня большой сюрприз, потому что я не ожидал спецучастков, которые будут столь интересными, захватывающими. В этом году я на самом деле ждал с нетерпением этого мероприятия. И вот я здесь. Здесь очень много людей в сравнении с прошлым годом – большой шаг вперед. Сегодня очень-очень хорошая погода. Я очень хорошо чувствую свой автомобиль.
Что Вы думаете о VW Polo Cup в его нынешнем состоянии?
--- Я думаю, для них это самое начало. Очень интересный, новый, свежий. Все сделано профессионально, - это касается и автомобиля и гонщиков. Я думаю, заложена очень интересная идея в этот монокубок.
В этом году Вы приехали с тремя машинами. Вы участвуете на автомобиле Ford Focus WRC 03. Как используется Вами эта машина помимо Rally Masters Show?
--- На самом деле я не использую ее часто. Прошлый раз, когда я использовал этот автомобиль, это было в прошлом году здесь, между двумя этими мероприятиями я его не использовал. Предполагаю, что в этом году автомобиль, возможно, будет использоваться немного чаще, но я его часто не использую. Подобные хорошие мероприятия как Rally Masters Show – это хороший повод использовать этот автомобиль.
Этот автомобиль – это официальная продукция компании Малькольма Уилсона?
--- Да, это так.
Это тот самый автомобиль, на котором вы одерживали победы в ралли в WRC?
--- Нет, это не победный автомобиль, это просто один из тех автомобилей.
Но Вы выступали в чемпионате мира на нем?
--- На этом автомобиле я проехал три ралли в чемпионате мира, но не выигрывал, возможно финишировал.
Несколько лет назад Малькольм Уилсон лишился поддержки компании Форд. Что Вы думаете о его попытках остаться «на плаву» и выступать по-прежнему хорошо в качестве заводской команды в чемпионате мира?
--- Да, это очень сложно с точки зрения финансирования обеспечить себе подобную программу выступлений, однако у компании Форд есть несколько очень хороших с технологической точки зрения проектов и достаточно успешны в гонках. Очень сложно осуществлять подобную деятельность, но он хорошо справляется со своей работой и это очень хорошо.
Что Вы думаете о молодых эстонских гонщиках, вроде Карла Крууды, Сиима Планги?
--- Танак – хороший эстонский гонщик. В эстонском ралли есть молодые ребята, приходящие в эстонское ралли, которые выступают довольно хорошо. Это хорошо, в принципе. Я думаю, Танак на самом деле быстр и надеюсь, он научиться финишировать на тех ралли, на которых показывает на самом деле хорошие результаты.
Перед нами стоит два совершенно разных поколения автомобилей – один суперсовременный R5 и WRC начала прошлого десятилетия. Как Вы оцениваете чисто с технической стороны вот этот вот автомобиль, R5?
--- Я считаю, они очень разные, это – прошлое (показывает рукой на Ford Focus RS WRC 03, - прим. ред.), а это – будущее (показывает на Ford Fiesta R5, - прим. ред.). В нашей машине (имеется в виду новейший Ford Fiesta R5) есть много интересных и особых вещей. Он выглядит более простым, но я думаю, это важно, что подобный автомобиль простой – прост в управлении, не слишком дорогой. Он хорош для использования частными командами. Гонщики не проводят так много времени над этим автомобилем, и гонщикам не требуется большого количества знаний, чтобы управлять им. Правда, езда на простой машине может быть запутанной как всегда, если что-то пошло не так.
Можно ли считать именно этот автомобиль хорошей основой для молодых людей, которые постепенно идут по лестнице раллийных классов?
--- Не только для молодых, для каждого. По идее, чемпионат мира – это лучшая цель для всех, но, конечно же, для молодых людей, изучающих этот автомобиль, он очень хорош, потому что он похож на автомобиль высшей категории, WRC, но не слишком дорогой и не слишком быстрой при техническом сходстве.
Если говорить о технике, давайте представим виртуальную ситуацию: Вам предложили участвовать в ралли за рулем любой машины. Какой бы автомобиль Вы выбрали и почему?
--- Любой автомобиль из представленных здесь?
Нет, вообще любой автомобиль из тех, которые участвовали на этапах чемпионата мира с 1979 года по 2014 год.
--- Сложно дать однозначный ответ, сделать конкретный выбор в пользу одного какого-то автомобиля. В каждой период времени было как минимум один или два замечательных автомобиля, например, в 1980-е это были Лянчи и Ауди. Позже тоже были очень хорошие автомобили. В те годы, когда я выступал в чемпионате мира автомобили были очень хорошими. Есть и сегодня очень интересные автомобили, - например тот же Ford Fiesta R5.
Выступления Отта Танака этого года. Ваша оценка?
--- Он показал хорошую скорость, он показал, что может быть очень быстр на автомобиле WRC и навязывать конкуренцию каждому, но он по-прежнему совершает ошибки. Я считаю, он знает, что ему нужно прекратить совершать ошибки и сконцентрироваться на финише и хорошем результате.
Была информация, что он когда-то работал в качестве механика. Это на самом деле так?
--- Да. Да, он был механиком.
И в какой-то момент он отделился от Вас и начал развивать карьеру гонщика…
--- Он был механиком 4 года, но он всегда внимательно следил за результатами гонок даже в качестве механика на ралли и даже вне ралли.
Есть какие-нибудь конкретные пилоты, которым Вы помогаете в их пути к вершине?
--- Танак был, пожалуй, наиболее ярким примером. Мы стараемся помочь всем, кому это интересно и кто хочет учиться.
На первом спецучастке Вас опередил Алексей Лукьянюк. Как Вы это прокомментируете?
--- На втором спецучастке уже я был быстрее Алексея на несколько секунд.
Намечается серьезная борьба за победу по итогам ралли?
--- Да, пока я впереди и надеюсь выиграть здесь. Но мы помним прошлый год (в прошлом году Маркко упустил победу на последнем спецучастке в борьбе с Евгением Новиковым. Соперников разделила на финише 1,1 секунды – прим. ред.).
Приедете ли Вы на Rally Masters Show в следующем году?
--- Да, конечно же, это очень хорошее мероприятие.
Через несколько часов после этого интервью Маркко Мартин в упорной борьбе с молодым российским гонщиком Василием Грязиным одержал свою первую победу на Rally Masters Show. Результатом эстонец остался очень доволен, и уже заявил, что хочет стартовать на Rally Masters Show в следующем году.